Работа с людьми требует особой ответственности и эмоциональных нагрузок, она потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний и может стать причиной формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Про Эмоциональное выгорание в последнее время говорится много и внимание его профилактике, к счастью, начали уделять. Признали, что это проблема не только конкретного человека, который может "выгореть" но и всей организации, работающей в социальной сфере.
Напомню немного, что оно из себя представляет. Часто эмоциональное выгорание рассматривают как особый вид профессиональной деформации лиц, чья работа тесно связана с общением и взаимодействием с людьми. Это своего рода функциональное приспособление - поведение, которое позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Если энергетические ресурсы не восполняются посредством отдыха (и не только!), то организм переходит в режим экономии сил.
Мне близко мнение В.В.Бойко. Он определяет эмоциональное выгорание как своеобразный механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Под «исключением эмоций», В.В.Бойко понимает понижение их энергетики.
Вот три основных симптома, которые свидетельствуют о формировании СЭВ:
- эмоциональная истощенность или опустошение и усталость от выполняемой работы;
- деперсонализация и дегуманизация - цинизм по отношению к клиентам, негуманное к ним отношение;
- редукция профессиональных достижений, когда у человека появляется ощущение своей профессиональной некомпетентности и неуспешности.
Эти симптомы отличают СЭВ от простого профессионального стресса, который неизбежен и является адаптационным процессом. Стресс мобилизует все силы человека на решение проблем или адаптацию к новым условиям и, нередко, улучшает профессиональную эффективность. Если же произошел сбой адаптации и человек длительное время не может справиться со стрессом (адаптироваться), то к симптомам стресса постепенно добавляются вышеперечисленные.
В.В.Бойко описывает эмоциональное выгорание как динамический процесс, который возникает поэтапно. Он сравнивает его с механизмом развития стресса, предложенным Гансом Селье.
- Нервное напряжение (или фаза тревоги) – это ответ на психоэмоционально напряженные обстоятельства и условия. Нервное напряжение служит запускающим механизмом в формировании эмоционального выгорания и проявляется рядом симптомов:
- Переживание психотравмирующих обстоятельств (в том числе профессиональных). Это восприятие и осознание событий и условий, как психотравмирующие и трудноустранимые. Раздражение ими постепенно растет, накапливается напряжение и отчаяние.
- Неудовлетворенность собой. Проявляется в результате неудач и неспособности повлиять на обстоятельства.
- Загнанность в клетку. Возникает, если повлиять на ситуацию невозможно. Отчаяние растет, появляется чувство безысходности. Психоэмоциональное напряжение достигает своего пика.
- Тревога и депрессия. Проявляется как полное разочарование в себе, в выбранной деятельности, профессии или месте работы;
- Резистенция (сопротивление) – это попытки человека оградить себя от неприятных переживаний, попытка сопротивления нарастающему стрессу. Формируется психологическая защита с участием эмоционального выгорания. Проявляется это в виде следующих симптомов:
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Само по себе избирательное эмоциональное реагирование является полезным способом экономичного проявления эмоций, экономией энергии и сил. Симптомом эмоционального выгорания оно становится, когда профессионал перестает принимать решения и реагировать адекватно в тех или иных ситуациях, а субъектов взаимодействия это настораживает и отталкивает.
- Эмоционально-нравственная дезориентация. Неадекватное реагирование связано и с тем, что профессионал престает адекватно ориентироваться в происходящем. Это неизбежно ведет к тому, что работник начинает искать объяснения своим неадекватным реакциям. Не проявляя должного эмоционального отношения к клиентам, он может оправдывать способы своего поведения, деля их на тех, кто достоин и тех, кто не достоин помощи.
- Расширение сферы экономии эмоций. Напряжение и усталость продолжают накапливаться, усиливается и защита. В результате это начинает отражаться и на других сферах жизни. Если на работе еще удается сдерживаться и внешне «сохранять лицо», то дома, либо уже нет сил для общения с близкими людьми, либо человек срывается на них.
- Редукция (упрощение) профессиональных обязанностей. Проявляется, как попытка облегчить, сократить или вовсе отказаться от служебных обязанностей, требующих эмоциональных затрат;
- Истощение. Если психотравмирующий фактор является чрезвычайно сильным (или его воздействие является длительным), а сопротивление оказалось неэффективным и адаптация, так и не произошла, то развивается стадия истощения. На этом этапе можно говорить уже о сформировавшемся синдроме эмоционального выгорания. Данная стадия характеризуется ослаблением нервной системы, истощением энергетических ресурсов, снижением эмоционального тонуса и проявляется рядом симптомов:
- Эмоциональный дефицит. Человек начинает ощущать, что не может помогать и взаимодействовать с клиентами и коллегами – сопереживать, сочувствовать, проникаться ситуациями и анализировать их, принимать решения – оказывается непосильной задачей. Субъекты профессиональной деятельности все чаще вызывают раздражение и обиду, что влечет грубость, резкость, недовольство, высокомерие. Все больше в течение рабочего дня человек испытывает отрицательные, болезненные эмоции, в результате вся профессиональная сфера окрашивается в негативные эмоциональные тона.
- Эмоциональная отстраненность. Чтобы оградить себя от негатива и болезненных эмоций, личность почти полностью исключает эмоции из профессиональной деятельности. Это наработанная годами эмоциональная защита. Человек работает как робот, он реагирует без эмоций, проявляя равнодушие. Этот симптом является признаком профессиональной деформации и ярким симптомом эмоционального выгорания. Это может проявляться не только на работе, но и дома. Иногда как эмоциональная недоступность для близких, а иногда в виде эмоциональных срывов.
- Личностная отстраненность (деперсонализация). Теряется интерес к клиентам и коллегам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, не заслуживающие внимания, но требующие его. Часто выгоревший сотрудник защищает свой антигуманистический настрой.
- Психосоматические и психовегетативные нарушения. Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Его проявление говорит о том, что выгорание как психологическая защита, не справляется с нагрузкой. Это сбой адаптации. Энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты сломлены. Человек полностью истощен.
Если переутомление, напряжение и стресс становятся хроническими, то выгорание выходит на уровень расстройства. На стадии истощения человек уже неспособен к приспособлению, адаптации или сопротивлению.
Беда в том, что СЭВ развивается незаметно для самого человека и определить опасные сигналы вовремя удается далеко не всегда. В работах К.Маслач показано, что социальные работники «выгорают» через 2-4 года, а средний медперсонал в психиатрических клиниках – уже через 1,5 года.
Вот и получаем мы безучастных врачей и полицейских, злобных учителей и равнодушных социальных работников. А если взять во внимание работников отделов кадров, менеджеров всех статей, продавцов и банковских клерков, всех чья работа связана с общением и помощью людям, то получим масштабы проблемы Эмоционального выгорания.
В следующей части статьи я расскажу про факторы и «условия», влияющие на формирование Эмоционального выгорания и про его профилактику. Так же хотелось бы подробнее остановиться и на тех качествах и характеристиках личности, которые противостоят выгоранию, делают нас сильнее, устойчивее, «живучее»))
Ставьте «спасибЫ» если статья оказалась полезной и хотите продолжение.))