Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

5 непростых ситуаций на работе

1. Вы сталкиваетесь с панибратством от коллеги/руководителя/клиента

-2

Вы регулярно ощущаете нарушение личных границ, но не чувствуете в себе сил пресечь происходящее, т.к. опасаетесь испортить отношения. Если такие поползновения совершает ваш руководитель или клиент, вы также можете считать себя не вправе прекратить подобное обращение. Вероятно, вы также ощущаете стыд за то, что не можете отстоять границы и вынуждены мириться с текущим положением вещей.

Здесь, как и в целом ряде других ситуаций социального взаимодействия, важно сохранить баланс между доброжелательностью и готовностью защищать себя, т.е. не дать «прогнуть» себя, но в то же время не действовать чересчур агрессивно. Вежливый, но настойчивый отпор – беспроигрышный вариант. «Пожалуйста, не разговаривайте со мной в таком тоне», «Мы с Вами не переходили на «ты», давайте сохранять рамки делового общения», «Я считаю, что подобные шутки в деловом общении не уместны. Пожалуйста, не используйте их». Следите за конгруэнтностью: если вы говорите подобные реплики заискивающе или, например, улыбаясь – ваши слова вряд ли будут восприняты всерьёз. В то же время, если вы переборщите с агрессией – велика вероятность получить не менее агрессивный отпор и испорченные отношения. Люди куда больше доверяют эмоциональным сигналам, поэтому можно заранее потренировать необходимые фразы перед зеркалом или с близкими. Ваша задача – показать, что вы готовы к взаимодействию, но при условии соблюдения ваших границ.

В коллективе, где подобное панибратство является нормой, отличится от других и задать определённые рамки взаимодействия с вами непросто. Вы можете чувствовать себя душнилой или чересчур чувствительным человеком на фоне других и опасаться, что ваша репутация в глазах коллег будет испорчена. Однако в долгосрочной перспективе способность отстаивать свои границы вызывает уважение, а нередко и желание брать пример - вполне вероятно, что вы далеко не единственный человек, которому подобный стиль общения неприятен.

Если одного раза было недостаточно – возвращайте человека к недопустимости такого обращения. Если вы непоследовательны, отстаивание границ не имеет смысла. В случае их систематического нарушения – укажите на это, пообещав применить санкции, например, отказ от разговора или совместных дел.

2. Вы не хотите поддерживать принятые в коллективе традиции

-3

А ваш руководитель и коллеги на этом настаивают. И снова проявить нонконформизм непросто, т.к. риск испортить отношения сразу со всем коллективом велик. Чтобы ваш отказ не был воспринят как личная обида или желание отгородиться, важно объяснить причины вашего отказа и подчеркнуть, что вы готовы поддерживать хорошие отношения с коллегами и проявлять это как-то иначе. Например: «Я не готова ездить на корпоративы, т.к. мне некомфортно в шумных компаниях. Но мне нравится общаться с вами во время перерывов на кофе». Стоит подчеркнуть, что если вы убедите себя принять участие в коллективной традиции, то будете в плохом настроении, и всё равно не сможете нормально общаться с коллегами, и они сами не получат никакого удовольствия от вашей компании. Если за отказ руководитель грозит вам санкциями – настаивайте на том, что это не входит в ваши рабочие обязанности, и вы считаете подобные угрозы категорически неприемлемыми. Напомните, что вы справляетесь со своей работой не хуже других и подобное отношение к вам является дискриминирующим.

-4

3. Коллега, от которого(ой) зависит ваша работа, плохо справляется с обязанностями

-5

Скорее всего, вас это очень злит, но в то же время вы можете ощущать бессилие перед сложившейся ситуацией. В первую очередь, стоит поговорить с коллегой, выразив своё беспокойство по поводу результатов работы и объяснив, с какими неудобствами приходится сталкиваться вам. Попросите о конкретных вещах, к которым коллеге стоит подходить более ответственно. Если вас связывают приятельские отношения – отделите личное от профессионального и подчеркните, что ваши слова относятся к коллеге исключительно как к специалисту. Не забывайте сохранять доброжелательность. Если вы потерпели фиаско – предупредите, что будете вынуждены обратиться к руководителю по этому поводу, и сделайте это, если будет необходимость. Вполне возможно, что при этом вы будете ощущать себя стукачом, который делает что-то неприемлемое и постыдное. Но задайте себе вопрос: может ли ответственный подход к работе быть постыдным? Не будет ли коллега активно манипулировать вашим стыдом, оставаясь в выгодной для себя позиции?

4. В коллективе нормализована сверхурочная работа, и вас это не устраивает

-6

Каждый раз, когда вы собираетесь уйти с работы вовремя или отказываетесь брать работу домой, то сталкиваетесь с осуждением коллег и фразами в духе «Я вот каждый раз так делаю, хотя у меня тоже свои дела есть». Кажется, коллеги хотят заставить вас ощущать вину за их собственную неспособность отстоять свои границы. Ваше активное противопоставление себя коллективу - «Вы как хотите, а я так делать не буду» - может только усугубить ситуацию. Такая позиция будет вызывать агрессию у коллег, для которых вы станете воплощением того, что им недоступно. Они могут расценивать ваше отношение к ним как презрительное, «сверху вниз». Но и идти на поводу у нездоровой рабочей атмосферы тоже не стоит. Будучи твёрдым в своих намерениях, постарайтесь встать на сторону коллег: посочувствуйте их положению, похвалить их ответственность, но при этом подчеркните, что такое положение несправедливо. Расскажите о регламентах работы, которые не предполагают подобный трудоголизм в ущерб себе. Напомните, что у каждого из коллег наверняка есть то, чем он вынужден жертвовать ради сложившейся системы, и при этом не получать за это никакого вознаграждения. Выскажите предположение, что это наверняка удобно руководству, которое пользуется таким бескорыстным рвением подчинённых. Словом, ваша основная задача – изменить мнение коллег о ситуации, подтолкнуть их к консолидации с вами. Велика вероятность, что ваша твёрдая, но сочувственная к ним позиция подтолкнёт коллег менять свои рабочие привычки и куда больше ценить своё время.

-7

5. Коллеги скидывают бОльшую часть работы на вас

-8

Обычно это происходит по такому сценарию: коллеги видят, что вы быстро и качественно справляетесь с работой, и начинают навешивать на вас всё больше и больше, аргументируя это тем, что у вас получается лучше, а они не могут/не умеют/загружены чем-то другим. Вы можете заметить, что при, казалось бы, аналогичных должностных обязанностях, коллеги тратят куда больше времени на задачи, в результате чего всё остальное ложится на вас. Груды дел могут ждать вас при выходе из отпуска, потому что без вас никто не решился за них взяться. В ход могут идти как лесть («Никто лучше тебя не сделает!»), так и обесценивание («Ой, да ты с этим быстро справишься, а вот мне ещё столько всего делать!»). Руководитель может быть так же вовлечён в сложившуюся систему, если ему проще свалить большой объём работы на одного усердного человека, чем мотивировать к труду тех, кто этого не хочет. В общем, ситуация удобная всем, кроме вас. Кажется, что и предъявить коллегам формально нечего: может быть, они и правда не способны на это и работают на пределе своих возможностей?

Вопрос в том, всегда ли было так или коллеги резко «разучились» работать, когда заметили вашу ответственность? Всегда ли результаты их работы были настолько неважными? Действительно ли они тратят на задачи так много времени, как говорят, или же занимаются на работе своими делами? Это повод понаблюдать и проанализировать ситуацию.

Начать свою борьбу с несправедливостью стоит с установления жёстких границ. Сообщайте руководителю и коллегам, что вы заняты и не можете взять на себя дополнительную работу. Жалуйтесь на загруженность, подчёркивайте что вам нужна помощь. Очень часто в позиции «один за всех» оказывается человек, которому крайне важно демонстрировать свою самостоятельность, способность справляться с любыми вызовами и превосходить других. Учитесь показывать свои ограничения: нет, вы не успеете в такие сроки; нет, вам нужно, чтобы эту часть задачи выполнил кто-то другой. Объясняйте, что не можете пожертвовать качеством работы, поэтому будете выполнять её определённый промежуток времени и не отвлекаться на другие дела. Для руководителя, заинтересованного в результате, это станет хорошим аргументом. Кроме того, ваша ценность как ответственного профессионального сотрудника наверняка позволит вам выдвигать более комфортные для вас условия.

Если ситуация так и не меняется – инициируйте разговор с руководителем, в котором подчеркните несоответствие работы коллег их должностным обязанностям, приведите как можно больше примеров несправедливого распределения рабочих задач. Реплики о недостаточных способностях коллег парируйте вопросом «А почему тогда этот человек занимает данную должность и получает такую же зарплату?». Предложите давать вам определённые бонусы за бОльший объём работы, если такой вариант вас устраивает.

Избегайте агрессивного противостояния с коллективом, но при привычных отмазках со стороны коллег настаивайте на том, что они должны включиться в работу, предлагая свою помощь в обучении: «Даже если ты не умеешь – я могу показать, как это делается». В случае отказа желание саботировать работу станет более явным для окружающих.

Автор: Наталья Малова