Найти тему
История моды с Марьяной С.

Купцы и художники

Вчера я показывала портрет кисти Михаила Шемякина, и мне вспомнилась пара милых историй, связанных с этим художником. Нет, он не наш современник. Ученик Коровина и Серова, один из самых известных портретистов Москвы 1910-х годов, и, между прочим, знаменитый впоследствии Юрий Пименов был, в свою очередь, одним из его учеников.

Но я обещала истории. Так вот...

Портрет Алексея Ивановича Абрикосова, Валентин Серов, 1895. (с) Из коллекции Исторического музея
Портрет Алексея Ивановича Абрикосова, Валентин Серов, 1895. (с) Из коллекции Исторического музея

Семья у художника была настолько далека от богемы, насколько можно. И, уверена, фамилию его деда вы точно знаете, поскольку тот тоже был знаменит - правда, в своей области. Фабрикант Абрикосов! Продукцию кондитерской фабрики "Товарищество А. И. Абрикосова сыновей" (сейчас - Бабаевская) знали, наверное, все. Не могу не вспомнить Ивана Шмелёва: "Соленые рыбки, — дутики, — отличнейшая заедка к пиву, новость, — попали в точку: Эйнем побивает Абрикосова, будет с тебя и мармаладу! Старая фирма, русская, вековая, не сдается, бьет марципанной славой, мастерским художеством натюр-морт: блюдами отбивных котлет, розовой ветчиной с горошком, блинами в стопке, — политыми икрой зернистой… все из тертого миндаля на сахаре, из «марципана», в ярко-живой окраске, чудный обман глазам, — лопнет витрина от народа..."

А наш Михаил Шемякин - сын старшей дочери Алексея Ивановича Абрикосова.

И вот представьте себе художника, который хочет написать портрет деда. У того - предпринимателя, председателя совета Московского учетного банка, действительного статского советника - очень много дел. Поэтому он согласился, но спросил у внука, сколько часов придётся позировать. Миша подумал и ответил, что, мол, двадцать. Тогда дед решил: "Хорошо, но ни часа больше“.

Портрет Алексея Ивановича Абрикосова, Михаил Шемякин, 1902. (с) Из коллекции Третьяковской галереи
Портрет Алексея Ивановича Абрикосова, Михаил Шемякин, 1902. (с) Из коллекции Третьяковской галереи

Дальше привожу цитату из воспоминаний сына художника (тоже Михаила Шемякина, кстати): "Когда портрет был окончен, дедушка встал, взял правой рукой со стола аршин и медленно, заложив левую руку за спину, подошел к зеркалу и измерил аршином свою голову, от макушки до конца седой окладистой бороды. Потом подошел к портрету и измерив соответствующую его часть, сказал: „Молодец, Миша. Точь-в-точь“. Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: „Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали“.

Но! Была ещё же и бабушка, Агриппина Александровна. Основательная женщина, мать двадцати двух (!) детей. И вот конец 1890-х, внук Миша заканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На выставке ученических работ представлены и его картины, и в газетах пишут, что одну из них приобрёл сам московский генерал-губернатор... Надо и деду с бабушкой что-нибудь купить.

И бабушка - пышная, грузная, с чёрной кружевной наколкой на голове, "в очках в золотой оправе или с таким же лорнетом, шуршащая многочисленными слоями шелковых юбок" отправилась в сопровождении внука на выставку. Ехали в роскошном экипаже, хотя быстрее было б дойти пешком, но не дело же!

Снова передаю слово сыну художника, который опирался на рассказы отца: "Приехали. Швейцары помогли выгрузить бабушку из коляски. (Потом говорили, что, не разглядев, подумали, что везут икону Иверской Божьей Матери, которую возили тогда к богатым людям, в каких-нибудь важных случаях.) «Веди меня прямо к своим», — говорила бабушка, с возмущением оглядывая сквозь стекла лорнета античные статуи и барельефы в вестибюле и, поддерживаемая Мишей, поднималась на второй этаж на выставку. Из работ Михаила Федоровича остался очень тонко написанный в серебристых тонах «Балкон зимой».

Агриппина Александорвна Абрикосова, 1890-е. (сс) Wikimedia Commons
Агриппина Александорвна Абрикосова, 1890-е. (сс) Wikimedia Commons

«Вот, бабушка!»

«Эта? Да она — белая, некрашеная! Нет! я не возьму. Только рамку портить! Поехали домой».

Внука-художника Абрикосовы любили, конечно. Но подход у них был... рациональный. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!