Сегодня снова поговорим о значимости каждой буквы в русском слове на примере ДЕРГАТЬ — ДЕРЖАТЬ — ДЕРЗАТЬ. Прежде чем рассмотреть разницу, которую несут «Г», «Ж» и «З», необходимо понять общность этих слов.
Есть у нас такой распространённый корень ДР/ДИР/ДЕР/ДОР, который состоит из сочетания номинативов ДАТЬ/ДЕТЬ («направлять дар или дело от себя») + РАТЬ/РЫТЬ/РЕТЬ («действовать активно, творчески, резво, радостно, напористо). Сочетание этих смыслов произвело на свет массу слов, таких как задор, раздор, драка, дыра, дерево, дерн, держава, содержание, судорога, дерзость и пр. Тот факт, что мы не считаем сегодня эти слова однокоренными, лишь указывает на то, что мы не в полной мере понимаем истинные значения этих слов.
Официальная версия происхождения слова ДОРОГА — от корня «драть». Эта история мне совсем не нравилась, тем более что есть похожий корень ТР, который логично рождает цепочку ТИРАТЬ-ТЕРЕТЬ-ТОРИТЬ и существительное ТОРЪ, то есть «проторенный (протоптанный) путь». Однако ж в древнем русском языке существовал и ТОРЪ и ДОРЪ.
ДОРЪ — земля, расчищенная под пашню и угодья. Слой снятой земли — это ДЕРНЪ («дёрнутое», «драное»), а ДЪРВА (ДРЫВА, ДРЪВА, ДРОВА) — это выкорчеванные деревья. «Дерн» образовано как причастие (суффикс -Н), «дрова» через обобщающий суффикс -ВА/-БА. Сам процесс корчевания назывался ДЕРЕВИѤ, а его полноценный результат — ДЕРЕВЬНЯ (опять же через причастие). То есть по логике вещей ДЕРЕВЬЯ — это в первую очередь ДРОВА.
Итак, базовыми понятиями у нас будут ДОР и ДЫРА. Но как сделать из «дыры» «державу» и «дерзость»? Просто. Надо нарастить основной корень соответствующим дополнительным смыслом. Если прибавим, скажем, БИ(ТЬ), то получим ДРОБИТЬ и ДРОБЬ. Значит, нам надо добавить ГА(ТЬ), ЖА(ТЬ) и ЗА(ТЬ), чтобы получить искомое.
ЗА(ТЬ) в номинативном виде не сохранилось, но до нас дошёл ЗАД («оборотная сторона») и предлог-приставка ЗА- («переход грани»). Таким образом, наше ЗА(ТЬ) будет отвечать за «перебор», «переход границ», «заглядывание по ту сторону». И никакой глагол лучше не передаст набор смыслов ДЕ(ТЬ)+РЕ(ТЬ)+ЗА(ТЬ), чем глагол ДЕРЗАТЬ. Поначалу он имел более благородные смыслы, такие как «смелость» и «отвага». Сегодня «дерзить» — это уже наглость.
ЖА(ТЬ) сохранилось лучше всех, причём с неискажённым смыслом. ДЕРЖАТЬ означает «сжимать» то, что, грубо говоря, «выдрали». То есть у кого-то «дыра», а у кого-то «держава». Это тот случай, когда точно есть пострадавшая сторона. Сегодня этот смысл стал мягче (держать можно нежно), но раньше он был жёстче, с «выжимкой соков». А для нежности можно было использовать ОБЪ-ИМАТИ (обнимать), то есть «держать обеими руками». Держава ни гуманной, ни народной быть не может. Это чистое узурпаторство.
ГА(ТЬ) тоже сохранилось плохо. Оно до нас дошло, но вот смыслов мы почти не чувствуем. В народной этимологии «ГА» отвечает за движение (двигать = давать+гать), я много раз тестировала этот смысл и остановилась вот на каком понимании: «течение естественного потока, пропущенного через себя», этот корень отвечает не только за механическое, но и за волновое движение, в частности за звук (пение). Собственно, как ни крути, а ДЁРГАТЬ (ДЕ(ТЬ)+РЫ(ТЬ)+ГА(ТЬ)) — это «деять рывание/рвение с движением, на потоке». ДОРОГА в эту семантику прекрасно встраивается.
ТЪРГАНИѤ, ТОРГАНИѤ — «дерганье, разрывание». А вот здесь мы имеем дело с фонетическим искажением: «Д» сместилось на «Т». Всё что связано с ТОРГОМ (и торжеством) — это на самом деле «дёргание туда-сюда (товара и денег)». Эти слова замаскировались под корень ТР/ТИР/ТЕР/ТОР, что повлияло не только на смысл слов, но и на сам процесс. ТОРГ стал не просто обменом, а сплошными фокусами (ведь «Т» отвечает за смену состояний, появление и исчезновение). В этом-то и состоит истинное волшебство нашего языка. Его звучание способно воздействовать на объективную реальность. Только вдумайтесь.