Найти тему

Древнейшее прошлое Мглина

Краеведческий  уголок Высокской средней школы. Слева в верху- письмо от Ф.М.Заверняева.
Краеведческий уголок Высокской средней школы. Слева в верху- письмо от Ф.М.Заверняева.

На территории Мглинского района, во многих местах, обнаружены материальные остатки, свидетельствующие о том, что здесь люди проживали еще в глубокой древности. Следы проживания древних людей на территории района обнаружены во многих местах. Одна из древнейших стоянок на территории района, недалеко с. Католино. Относится ко времени позднего неолита и ранней бронзы. Это значит, что люди обитали здесь не менее 5-6 тысяч лет тому назад. Гладко шлифованные топоры так же были обнаружены у деревень Голяковка, Косенки, Шеверды, Кадецка, Вормино. Эти следы проживания и жизнедеятельности относятся к до юхновской культуре. В наступивший железный век, Мглинские земли, заселяли люди юхновской культуры. Юхновская культура - археологическая культура железного века, датируется 5 до н. э. -2 в. н. э. Свободная энциклопедия Википедия гласит: «Впервые памятники этой культуры ввел в научный оборот Д.Я. Самоквасов, который исследовал два городища близ д. Юхново, на Черниговщине. Этническая принадлежность племен юхновской культуры пока еще не определена. Возможно это одна из локальных этнографических групп днепровских балтов, или праславян. Юхновцы часто отождествляются с Геродотовыми будинами - народом, обитавшим в верховьях Дона, между Волгой и Днепром".

Поселения юхновской культуры делятся, как и скифов, на два типа - небольшие укрепленные городища и не укрепленные селища, причем, последние связаны территориально с городищами. Укрепления городищ были мощными и достаточно сложными - ряд рвов, валов, деревянных стен по периметру. Они были расположены, как правило, на неприступных утесах, по берегам рек. Артефакты данной культуры представлены керамикой, глинобитными печами, деталями веретена - пряслицами, костяными иглами, бронзовыми украшениями. Основными злаками у обитателей городищ был ячмень плёнчатый, пшеница двузернянка и просо, которые растирали на каменных зернотерках. Некоторые из городищ были обнаружены как археологами, так и местными жителями.

Таких поселений, относящихся к юхновской культуре, на территории Брянского края, насчитывается в настоящее время 253. В народе эти места называют «городища», «курганы», и «кудеярками». На территории нынешнего Мглинского района на сегодняшний день числятся 5 поселений юхновской культуры. На Воздвиженской горе, практически в центре современного Мглина, второе - районе с. Велюханы, третье - около с. Вормино, четвертое около села Старые Чешуйки, пятое - между сел Высокое и Шеверды.

Автором этих строк было открыто и обследовано городище юхновской культуры, расположенное между селами Шеверды и Высокое, на берегу реки Тезна, в 1973-1974 годах. С трех сторон это место защищает овраг. Его склоны носят правильную форму, что свидетельствует о том, что они были подвергнуты человеческой обработке. Благодаря которой, они стали труднодоступными, играли роль естественных укреплений поселения. Это городище не подвергалось раскопкам, но разведочные шурфы, которые были заложены в исследовательских целях, показали мощный культурный слой до двух метров глубины. Есть некоторые основания подозревать о наличии на этом городище подземной части.

Так как данное городище пахалось людьми, а потом и колхозом, на пахоте, особенно после дождей, учащимися Высокской средней школы были собраны на поверхности различные археологические находки: керамика, пряслица, костяные иглы, грузики, каменные скребки, изделия из бронзы, зернотерка. Часть этих находок была переданы в областной краеведческий музей Ф. М. Заверняеву. Часть хранится в краеведческом уголке Высокской школы, часть передана в сельский музей.

Однако поселения Мглинских юхновцев не были подвергнуты глубокому изучению, как и вся юхновская культура. Материальные остатки их обитания все еще скрыты землей, и мы мало знаем об их жизни и занятиях. На основании найденных материальных находок можно сделать вывод, что главным занятие юхновцев было земледелие. Они сеяли озимую рожь, «яровицу» (яровую пшеницу). Кроме этого жители занимались скотоводством, рыболовством, охотой. Как я уже сказал, кто были жители этих юхновских поселений, до сих пор нет среди историков единого мнения. Так В. П. Левенок определяет юхновскую культуру, как раннеславянскую, даже с средины 1-го тыс. до нашей эры. В хронологическом отношении, близка, к мнению В. П.Левенка, и точка зрения академика Б. А. Рыбакова, который считал, что уже в 5 веке до нашей эры, праславянские племена среднего Поднепровья, начали продвижение в земли юхновцев», а широкое колонизационное движение в северо-восточном направлении, началось у славянских племен в последние века до нашей эры. Однако, большинство специалистов считает юхновцев балтами, родственниками современных латышей, литовцев. Это население сохранялось кое-где до конца 1 тыс. нашей эры.

Но большинство историков, относит расселение славян в землях Верхнего Поднепровья и Подесенья к 6-8 векам нашей эры. Скорее всего, освоение этих земель славянами, было волнообразное, по мере их вытеснения племенами готов, гуннов, угров (венгров). Некоторые историки считают, что заселение этих земель происходило несколькими направлениями - с запада - племенами радимичей и вятичей, которые осваивали земли бассейна рек Сож, Ипуть, с севера- кривичей, с юга - северян.

Не больше сведений имеется о ранних славянах, коренных жителях Мглинской земли. Они жили здесь за юхновцами и оставили на поверхности свои многочисленные курганы.

Главным источником о древних славянах является «Повесть временных лет». В ней впервые содержатся сведения о расселении, в первые века нашей эры, радимичей, северян и кривичей. Эти племена платили дань в средине 9 века хазарам. Некоторые историки считают, что вятичи и радимичи берут свое происхождение от ляхов (поляков). Об этом свидетельствуют похожие остатки материальной культуры. Не исключена и ассимиляция славянскими племенами жителей юхновской культуры - балтов. Об этом свидетельствуют соседство славянских и балтских названий рек Брянщины и других гидронимов. Так лишь немногие реки имеют славянское название - Десна, Нерусса, Снежеть, Крапивна, Судость, Судынка, Ипуть. Часть рек имеет название балтского происхождения - Болва, Лутна, Локня, Тетва, Вабля. Подобное положение могло сложиться, если местное население (балты) не были вытеснены или уничтожены новыми поселенцами (славянами), а длительное время соседствовали с ними, было ассимилировано.

По мере формирования Древней Руси и единой древнерусской народности, происходило их тесное сближение, которому способствовала их общая историческая судьба и борьба. Эти племена не всегда мирно жили между собой, особенно воинственным и беспокойным было племя радимичей. Скорее всего, на территории Мглинского района проживало племя северян, так как даже в 20 веке, в деревнях сохранилось пожелание – ругательство - «радимец тебя убей»! Однако, нужно иметь ввиду, что племенные границы были подвижны, и не долговечны. Так как шел в это время разновекторный процесс: с одной стороны, шел процесс формирования древнерусской народности, с другой - шел процесс формирования отдельных княжеств и их обособления в период феодальной раздробленности. Обособлению способствовало господство натурального хозяйства и слабые экономические и культурные связи между отдельными районами страны. Но в этот период происходил еще один экономический процесс, - отделение ремесел от сельского хозяйства, что способствовало возникновению городов, как торгово - ремесленных поселений. Укреплению связей между районами страны, способствовали усилия киевских князей по подчинению славянских племен, их походы по славянским землям, с целью сбора дани.

Если говорить о политической истории 9-12веков то, в ходе княжеских усобиц, Мглинские земли входили в разное время в состав Черниговского княжества, Новгород-Северского княжества, Стародубского княжества, возможно в короткий промежуток времени, Вщижского княжества, Мстиславльское княжества.

После нашествия монголо-татар и разорения этих земель, 500 лет не было покоя этим землям. Говорят, что сущность народа можно узнать по традиционному пожеланию ночи. Немцы желают «хорошей ночи», французы и итальянцы желают «счастливой ночи». С древнейших времен у восточных славян сохранилось пожелание «спокойной ночи», потому, что веками не было покоя на нашей земле от беспокойных соседей. Но эти «соседи», сейчас обвиняют именно русских в особенной агрессивности. Наша многовековая мечта - жить спокойно на своей земле. А то, что Русское государство так расширило свои земли и на юг и на запад и на север и на восток - это защитная реакция на наших беспокойных соседей. Мы вынуждены были перейти от обороны в наступление. Недаром у русских сложилась пословица: «не будите лихо, пока тихо».