Мы привыкли ставить знак равенства между тремя прибалтийскими странами. Но на самом деле, это очень разные государства, а менталитет их жителей очень отличаются. Литва совсем недавно по историческим меркам являлась могущественной европейской империей. Латвия стала ядром державы германских крестоносцев и испытала на себе все тяготы завоевания. Эстония была датской колонией, также перешла под контроль немцев, но тут было больше свободы для местного населения. Кстати, эстонцы ничуть не родственники другим европейцам, поскольку вместе с финнами входят в состав уральских народов. Из-за отдельной политической истории отличалась и история местных евреев.
Судя по всему, первыми здесь появились восточные евреи, которые пришли сюда из Хазарии. С целью торговли по пути из варяг в греки они достигали далекого севера. Пражский епископ Адальберт, назначенный римским папой крестить язычников-пруссов, был отправлен ими на небо в 997-м году. Перед этим он успел написать в Рим, что на земле литовцев встретил евреев.
Ни прибалты, ни русские не имели экономических и религиозных причин запрещать здесь еврейское поселение и торговлю. Но орден меченосцев, который был образован в 1202-м году, защищал интересы немецких негоциантов и не допускал сюда еврейских купцов. Созданный на его основе Тевтонский орден проводил ту же самую политику и имел куда больше власти. Знаменитый гроссмейстер Зигфрид фон Фейхтванген, тот, который перенес орденскую резиденцию в Прибалтику из Палестины, в 1309-м году предписал, что «… ни еврей, ни чернокнижник, ни колдун…» не найдет пристанище в его владениях.
Именно поэтому много столетий в этом регионе евреев практически не было. Орден, пока он стоял, защищал интересы католиков. Лишь после распространения лютеранства, что сопровождалось с политическим ослаблением Ливонии, дети Сиона стали появляться в Прибалтике в качестве постоянных жителей и торговцев. Как духовные, так и светские власти, рассматривали их в качестве средства для увеличения своего благосостояния.
А в Литве, которая к тому времени больше и больше сближалась с Польшей, удалось основать многочисленную и процветающую общину. Наиболее известен выходец из Италии Шауль Валь, которого шляхта в 1587-м году в шутку избрала королем Речи Посполитой. Новоявленный правитель сидел на троне ровно одну ночь, до тех пор, пока дворяне не протрезвели. Но за это время он успел издать указ, значительно улучшивший жизнь соплеменников.
В 16-17-м веках павшая Ливония стала ареной разрушительных польско-шведских войн. Польские короли поначалу держали верх, но были вынуждены гарантировать внутреннюю автономию новых владений. Именно поэтому его вассалами был издан указ, который запрещал евреям торговать, а также собирать для правительства пошлины и налоги. Правда, они могли оставаться ремесленниками. Бывший врач герцогов Пруссии Каспар Фидлер поступил на службу Борису Годунову в 1601-м году.
В дальнейшем евреи стали зарабатывать на торговле между Польшей и Швецией, являясь для двух стран финансовыми посредниками. Шведы, как протестанты, создавали им меньше всего проблем, и оставили незыблемыми старые привилегии. Правда, немецкая знать не терпела посягательства на свои доходы. После нескольких волн протестов жалованные грамоты были отозваны. Евреи продолжили жить на этой земле, но прежних прав уже не имели.
Главной их областью проживания, помимо имевшей иной правовой статус Литвы, стала территория Латвии. Первая крупная волна переселенцев пришла сюда в качестве беженцев из Белоруссии, которые спасались тут от военных кампаний Ивана Грозного. Затем к ним добавились беглецы, согнанные с прежних мест восстанием Хмельницкого. Тогда как в Эстонии не получилось основать многочисленную общину.
После Северной войны существенная часть Прибалтики досталась Российской империи. Петр I не успел в полной мере установить для региона новый правовой статус. Тем не менее, его жена в дальнейшем издала указ об изгнании детей Сиона. Правда, в конечном счете, пришлось уйти только недавним переселенцам. Елизавета Петровна запретила тут оставаться еврейским купцам из Европы.
Екатерина II старые указы частично отменила. Латвия и Литва вошли в состав черты оседлости. Зато Эстония не была в нее включена, и местная община была создана только после 1830-х годов, когда тут было дозволено селиться отставным кантонистам – еврейским солдатам.
К началу 20-го века В Латвии и Литве было под 10 % еврейского населения. В соседней Эстонии, конечно, меньше. Правовой статус этих людей первое время был достаточно высок. В довоенном Вильнюсе стал известен врач Цемах Шабад, который оказался для Чуковского прототипом доктора Айболита. Но по мере сближения прибалтийских стран с гитлеровской Германией, начались обычные в этом случае изменения. Еврейское общественное мнение обратилось на сторону СССР. Молодой человек по имени Нахман Душанский был отправлен на нары, как коммунистический активист, после начала ВОВ поступил в НКВД, освобождал столицу Литвы и боролся с «лесными братьями».
В годы войны местное население сделало все, чтобы на их родине евреев не стало. Количество литовских евреев в то время уменьшилось на 95 %. Наверное, и в Латвии, и в Эстонии, можно считать верными такие же цифры. Впрочем, после войны кое-кто вернулся. В городе Риге жил знаменитый шахматист и чемпион мира Михаил Таль. Но со временем прибалтийские евреи выехали в Израиль или были ассимилированы. В каждой из стран в настоящее время их осталось по нескольку тысяч человек. По иронии судьбы, нынешний латвийский президент Эгилс Левитс, как это видно по фамилии, имеет еврейское происхождение.
#евреи #прибалтика #латвия #эстония #литва