Продолжаю делиться заметками о консультировании и психологии горя. В этой заметке постараюсь отразить критерии диагностики горя и выделить особенности детской потери.
Понятие «нормальное горе» можно использовать только тогда когда понятны общепринятые в конкретной данной культурной среде нормы, и острые чувства продолжаются не больше шести месяцев.
Самой распространенной психической реакцией возникающей после смерти близкого — депрессия, которая может сохранятся в течение года в 15–20% случаях*.
Диагностические критерии потери:
- снижение активного внимания и концентрации;
- временные нарушения памяти;
- снижение самооценки и уверенности в себе;
- ощущение вины и постоянное самообвинение;
- мрачное и пессимистическое ощущение будущего;
- причинение себе вреда в плоть суицидальной попытки;
- изменение режима сна и/или питания.
Примечание
* для точной диагностики и динамического наблюдения необходима консультация специалиста.
Диагностика состояния, связанного с отрицанием ЗНАЧИМОСТИ потери
- ранняя уборка вещей с связанных с потерей;
- избирательное забывание воспоминаний связанных с потерей.
- стремление «удержать» жизнь в неизменном состоянии (мысли что все обратимо и не вечно);
- увлечение спиритизмом.
Диагностика состояния, связанного с отрицанием НЕОБРАТИМОСТЬ потери
Надежда вновь воссоединиться с умершим «нормальна» первые недели после потери, когда поведение направлено на восстановление связи, но если она становится хронической — это патология**.
Примечание
**у религиозных люде иная картина мира. Тогда ситуация «нормы» будет относиться к собственным чувствам горюющего. Это ожидание воссоединения после смерти не нужно разрушать, поскольку оно входит в истинную картину мира религиозных людей.
Детское горе специфично в разные возраста, но в то же время есть проявления, общие для разных возрастов. По мере взросления ребенок постепенно научается новым, более взрослым способам чувствования мира, и в частности восприятии потери. Конечно стоит помнить, дети даже одного могут реагировать на возраста на смерть близкого по-особому, однако все же можно выделить наиболее характерные возрастные особенности переживания горя детьми.
- Возраст до двух лет. Смерть не воспринимается сама по себе. Ребенок лишь замечает факт потери и изменения эмоций, настроения тех, кто о нем заботится. Так как ребенок находится еще в слиянии, то и симптомы возникающие у него будут скорее внешней реакцией.
- От двух до трех лет. Усиление поисковой активности, с целью поиска потери — что является типичное выражение горя в этом возрасте. В этот время дети нуждаются в постоянном и надежном окружении, четкое поддержание режима сна/бодрствования и питания.
- От трех до пяти лет. Смерть может восприниматься как нечто отдельное и как следствие обратимое. Может замечаться поведение «помогающие» вернуть умершего путем прикосновения к его вещам: дети собирают и обнимают вещи, играя с ними, наделяя сверх ценностью.
- От шести до восьми лет. В этом возрасте у детей сформированно и активно используется магическое мышления, при сохранении эгоцентризма. Так события происходящие вокруг него, воспринимаются как «созданные» им самим, что приводит к ощущению виновности в произошедшем.
- От девяти до двенадцати лет. При переживаниях потери дети могут скрывать свои эмоции. Дети этой возрастной группы, дополнительно могут пытаться принять на себя роль матери или отца.
У взрослого рядом с ребенком важным остается внутренняя открытость и готовность к обсуждению смерти и ее смысла. Что помогает формированию доверительных отношений в семье, обходит табуированность темы смерти, что в ситуации горя и утраты позволяет ребенку не пугаться собственных эмоций.
Использованная литература и источники:
- Василюк Ф. Е. Психология горя // Педология, новый век, октябрь, № 8, 2001.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999, с. 206–212.
- When a Parent Dies: A guide for patients and their families http://www.hospicenet.org/html/parent.html
Артем Рябинин - клинический психолог и гештальт терапевт
Записаться на индивидуальную консультацию у автора статьи можно сообщением на этом сайте или здесь - https://tlgg.ru/ryabininpsy
Автор: Артем Сергеевич Рябинин