Найти в Дзене
Бизнес-школа Indagate

Индекс бигмака в макрофакторном анализе

Есть разные способы оценки государства и сегодня мы рассмотрим один из самых простых и наглядных. Ресторан быстрого питания МакДональдс представлен во всех странах мира и предлагает одинаковый ассортимент своим клиентам благодаря стандартам и четкой рецептуре, с незначительными изменениями адаптируясь под местные особенности. Например в Израиле есть ряд заведений с голубым логотипом, означающим, что заведение соответствует стандартам кашрута (никакой свинины и мясные изделия нельзя подавать с молочными, т.е. в меню нет чизбургеров).

Индекс биг-мака удобен, прост и нагляден. Для производства одного бутерброда нужно на локальном рынке произвести булочки из пшеницы, мясную котлету с местного производства, сделать секретный фирменный соус. При продаже будут начисленны НДС и в конце квартала уплачены корпоративные налоги. Все это формирует цену, за которую покупатель должен быть готов купить этот набор. Одинаковое ли количество смогут купить граждане разных стран? Нет! Можем ли мы таким образом вычислить реальную покупательную способность граждан и сделать выводы о всей стране? Определенно - да!

Последние доступные данные по России в индексе Биг Мака — за январь 2022 года — зафиксировали недооцененность российского рубля относительно доллара США на 65,4%, относительно евро — на 64,8%, фунта стерлинга — на 63,8%, юаня — на 54,5%, иены — на 48,5%. Рубль в январе стал самой недооцененной валютой по индексу Биг Мака по отношению ко всем базовым валютам.
В российских рублях стоимость бургера в январе 2022 года составляла ₽135. По индексу Биг Мака рубль должен был стоить относительно доллара 26,79 ₽/$. Официальный курс на тот момент был ₽77,42, то есть в 2,9 раза ниже, чем предполагает теория паритета покупательной способности.

Как экспортер какие выводы мы можем сделать из этого исследования? Получать валютную выручку выгодно и перспективно – искуственно девальвированный курс делает привлекательным экспорт российских товаров зарубеж, о чем мы будем рассказывать на курсе. В первый день мы рассматриваем макрофакторы разных стран и с помощью различных инструментов делаем быструю оценку перспектив работы с ней. На третий день интенсива мы уже рассмотрим экономику предприятия и увидим ту выгоду, которую получит экспортер российских товаров зарубеж.

Школа Международной Торговли