Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Паровоз С68 — один из лучших пассажирских паровозов Российской Империи с уникальной и очень трудной судьбой (его чудом спасли!)

Приветствую всех любителей железнодорожной техники в очередной статье из питерского Музея железных дорог России.

В прошлый раз я рассказал вам про немецкий танк-паровоз ТТ-1770 с красной звездой на котле:

Сегодня речь пойдёт о ещё более уникальном экземпляре. Этот паровоз называется С68, и у него особая судьба!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но давайте для начала разберёмся, что это за паровоз такой. Он относится к серии С, появившейся в 1910 году.

Паровоз серии С считается первым российским пассажирским паровозом типа 1-3-1. Один из лучших и наиболее экономичных пассажирских локомотивов Российской империи.

Тип 1-3-1 был известен в России с 1900 года как американский тип паровоза. Его даже называли «Прери» от слова Prairie, то есть «прерия», преобладающий вид ландшафта на Пенсильванской железной дороге.

У нас в стране их не использовали из-за чрезмерной длины: локомотивы не влезали на стандартный разворотный круг диаметром 22 метра и меньше.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Со временем стало ясно, что практически все существующие типы паровозов в России постепенно устаревали и становились менее эффективными по сравнению с зарубежными аналогами.

И если с грузовыми паровозами ситуация ещё была более или менее (на них делался акцент), то с пассажирскими паровозами дела обстояли куда хуже.

В итоге в 1909 году Управление казённых железных дорог выдало Сормовскому заводу (Нижний Новгород) заказ на проектирование нового паровоза типа 1-3-1.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

До этого Сормовский завод ни разу не разрабатывал собственные проекты паровозов — при постройке локомотивов копировались чужие схемы и образцы.

Однако инженеры и конструкторы с энтузиазмом приступили к работе, в результате которой в 1910 году из ворот завода вышли пять новеньких паровозов.

Новый локомотив получил наименование «Паровоз типа 1-3-1 „Прери“ Сормовского завода» (наименование «паровоз серии С» машина получит лишь в 1912 году).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В конструкции паровоза серии С использовались топка системы Бельпера с плоским потолком, двухцилиндровая паровая машина с наружным парораспределением, листовая клёпаная рама, просторная цельнометаллическая будка с частичной деревянной отделкой и четырёхосный тендер образца 1908 года, разработанный на Путиловском заводе.

С 1911 года полномасштабное производство паровозов серии С кроме Сормова началось также в Санкт-Петербурге, Харькове и Луганске.

По имеющимся данным, суммарное число построенных паровозов С составило 678 машин. Больше половины (384 штуки) сделал Сормовский завод.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Несмотря на такой внушительный объём производство, до наших дней уцелел лишь один представитель всей серии — паровоз С68 (или С.68). Именно его вы видите на фотографиях.

Он был построен в 1913 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге и передан на Северо-Западные железные дороги.

Паровозы серии С за всё время эксплуатации показали себя с хорошей стороны: достаточно мощные, могли работать на низкокалорийных углях, имели хорошие динамические показатели.

Именно поэтому впоследствии на основе их конструкции был создан паровоз типа Су, который станет самым массовым советским пассажирским паровозом.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С 1940 года локомотив стал числиться в парке новообразованной Ленинградской железной дороги, но в 1942 году перешёл в Октябрьскую железную дорогу.

В июне 1960 года паровоз исключили из инвентарного парка дороги и продали вместе с другим паровозом С255 некой организации.

Со временем оба локомотива оказались в Москве на территории завода железобетонных изделий в районе Хорошёвского шоссе, где их использовали в качестве временных котельных.

В 1970 году С255 порезали на металлолом, а паровозу С68 удалось выжить: о нём узнали любители железных дорог.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1982 году при поддержке Министерства путей сообщения паровоз удалось наконец вывести с территории завода на автомобильных трейлерах и доставили в депо Хорвино для проведения восстановительных работ.

Паровоз находился в очень плохом состоянии, поэтому при реставрации вынужденно пошли на некоторые упрощения. Например, внутрикотловое оборудование восстанавливать не стали, зато полностью отреставрировали экипажную часть.

Многие детали пришлось изготавливать заново. Из-за отсутствия клепального оборудования реставраторы использовали сварку, но швы тщательно скрывались, а клёпки имитировались болтами со специальными головками.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Паровоз был готов к 7 августа 1983 года. К тому времени он сменил название на С245 (паровоз именно с таким обозначением в 1918 году перевёз поезд №4001 с правительством из Петрограда в Москву, обозначив переезд столицы).

Планировалось, что паровоз вместе с воссозданным пассажирским вагоном займёт своё место в павильоне «Мемориальный поезд советского правительства», который ещё предстояло построить. Но его строительство так и не было начато даже спустя 6 лет после завершения восстановления паровоза.

Всё это время паровоз тяготил руководство депо Ховрино, где занимал целую ремонтную канаву. Были предприняты неоднократные попытки выкатить его наружу.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1989 году после официальной отмены строительства павильона, это всё же произошло. Для защиты от вандалов металлическими листами заварили двери и окна, но из-за спешки работ сварка повредила отдельные элементы конструкции.

В 1991 году паровоз был поставлен в одном из павильонов в Щербинке, где любители железных дорог приступили к его косметическому ремонту.

В Щербинке С245 должен был стать частью железнодорожного музея, но он так и не был открыт, поэтому в 1997 году паровоз попадает в музей Октябрьской железной дороги у станции Шушары.

В то же время его в очередной раз подвергли косметическому ремонту, в ходе которого вернули оригинальное обозначение С68.

Паровоз С68 во главе центральной колонны в железнодорожном музее на Варшавском вокзале. Фото: George Shuklin.
Паровоз С68 во главе центральной колонны в железнодорожном музее на Варшавском вокзале. Фото: George Shuklin.

Летом 2001 года С68 вернулся на свою родину (Санкт-Петербург) и занял место во главе одной из колонн локомотивов, встав напротив Варшавского вокзала, от которого когда-то водил поезда.

Ну а в 2017 году его поместили под крышу нового павильона Музея железных дорог России, где он находится и по сей день.

Вот такая интересная история спасения редчайшего паровоза. Это огромная удача и труды сотни людей, которые позволили всем нам лицезреть своими глазами паровоз серии С — единственный из сохранившихся!

Паровозы С.245, С.227 и С.255 на фотографии Л. Амурского «Чугунная тройка». Конец 1920-х годов.
Паровозы С.245, С.227 и С.255 на фотографии Л. Амурского «Чугунная тройка». Конец 1920-х годов.