Приветствую всех любителей железнодорожной техники в очередной статье из питерского Музея железных дорог России.
В прошлый раз я рассказал вам про немецкий танк-паровоз ТТ-1770 с красной звездой на котле:
Сегодня речь пойдёт о ещё более уникальном экземпляре. Этот паровоз называется С68, и у него особая судьба!
Но давайте для начала разберёмся, что это за паровоз такой. Он относится к серии С, появившейся в 1910 году.
Паровоз серии С считается первым российским пассажирским паровозом типа 1-3-1. Один из лучших и наиболее экономичных пассажирских локомотивов Российской империи.
Тип 1-3-1 был известен в России с 1900 года как американский тип паровоза. Его даже называли «Прери» от слова Prairie, то есть «прерия», преобладающий вид ландшафта на Пенсильванской железной дороге.
У нас в стране их не использовали из-за чрезмерной длины: локомотивы не влезали на стандартный разворотный круг диаметром 22 метра и меньше.
Со временем стало ясно, что практически все существующие типы паровозов в России постепенно устаревали и становились менее эффективными по сравнению с зарубежными аналогами.
И если с грузовыми паровозами ситуация ещё была более или менее (на них делался акцент), то с пассажирскими паровозами дела обстояли куда хуже.
В итоге в 1909 году Управление казённых железных дорог выдало Сормовскому заводу (Нижний Новгород) заказ на проектирование нового паровоза типа 1-3-1.
До этого Сормовский завод ни разу не разрабатывал собственные проекты паровозов — при постройке локомотивов копировались чужие схемы и образцы.
Однако инженеры и конструкторы с энтузиазмом приступили к работе, в результате которой в 1910 году из ворот завода вышли пять новеньких паровозов.
Новый локомотив получил наименование «Паровоз типа 1-3-1 „Прери“ Сормовского завода» (наименование «паровоз серии С» машина получит лишь в 1912 году).
В конструкции паровоза серии С использовались топка системы Бельпера с плоским потолком, двухцилиндровая паровая машина с наружным парораспределением, листовая клёпаная рама, просторная цельнометаллическая будка с частичной деревянной отделкой и четырёхосный тендер образца 1908 года, разработанный на Путиловском заводе.
С 1911 года полномасштабное производство паровозов серии С кроме Сормова началось также в Санкт-Петербурге, Харькове и Луганске.
По имеющимся данным, суммарное число построенных паровозов С составило 678 машин. Больше половины (384 штуки) сделал Сормовский завод.
Несмотря на такой внушительный объём производство, до наших дней уцелел лишь один представитель всей серии — паровоз С68 (или С.68). Именно его вы видите на фотографиях.
Он был построен в 1913 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге и передан на Северо-Западные железные дороги.
Паровозы серии С за всё время эксплуатации показали себя с хорошей стороны: достаточно мощные, могли работать на низкокалорийных углях, имели хорошие динамические показатели.
Именно поэтому впоследствии на основе их конструкции был создан паровоз типа Су, который станет самым массовым советским пассажирским паровозом.
С 1940 года локомотив стал числиться в парке новообразованной Ленинградской железной дороги, но в 1942 году перешёл в Октябрьскую железную дорогу.
В июне 1960 года паровоз исключили из инвентарного парка дороги и продали вместе с другим паровозом С255 некой организации.
Со временем оба локомотива оказались в Москве на территории завода железобетонных изделий в районе Хорошёвского шоссе, где их использовали в качестве временных котельных.
В 1970 году С255 порезали на металлолом, а паровозу С68 удалось выжить: о нём узнали любители железных дорог.
В 1982 году при поддержке Министерства путей сообщения паровоз удалось наконец вывести с территории завода на автомобильных трейлерах и доставили в депо Хорвино для проведения восстановительных работ.
Паровоз находился в очень плохом состоянии, поэтому при реставрации вынужденно пошли на некоторые упрощения. Например, внутрикотловое оборудование восстанавливать не стали, зато полностью отреставрировали экипажную часть.
Многие детали пришлось изготавливать заново. Из-за отсутствия клепального оборудования реставраторы использовали сварку, но швы тщательно скрывались, а клёпки имитировались болтами со специальными головками.
Паровоз был готов к 7 августа 1983 года. К тому времени он сменил название на С245 (паровоз именно с таким обозначением в 1918 году перевёз поезд №4001 с правительством из Петрограда в Москву, обозначив переезд столицы).
Планировалось, что паровоз вместе с воссозданным пассажирским вагоном займёт своё место в павильоне «Мемориальный поезд советского правительства», который ещё предстояло построить. Но его строительство так и не было начато даже спустя 6 лет после завершения восстановления паровоза.
Всё это время паровоз тяготил руководство депо Ховрино, где занимал целую ремонтную канаву. Были предприняты неоднократные попытки выкатить его наружу.
В 1989 году после официальной отмены строительства павильона, это всё же произошло. Для защиты от вандалов металлическими листами заварили двери и окна, но из-за спешки работ сварка повредила отдельные элементы конструкции.
В 1991 году паровоз был поставлен в одном из павильонов в Щербинке, где любители железных дорог приступили к его косметическому ремонту.
В Щербинке С245 должен был стать частью железнодорожного музея, но он так и не был открыт, поэтому в 1997 году паровоз попадает в музей Октябрьской железной дороги у станции Шушары.
В то же время его в очередной раз подвергли косметическому ремонту, в ходе которого вернули оригинальное обозначение С68.
Летом 2001 года С68 вернулся на свою родину (Санкт-Петербург) и занял место во главе одной из колонн локомотивов, встав напротив Варшавского вокзала, от которого когда-то водил поезда.
Ну а в 2017 году его поместили под крышу нового павильона Музея железных дорог России, где он находится и по сей день.
Вот такая интересная история спасения редчайшего паровоза. Это огромная удача и труды сотни людей, которые позволили всем нам лицезреть своими глазами паровоз серии С — единственный из сохранившихся!