ВОПРОС:
В городе в завидной регулярностью с мной происходит такая ситуация: мы гуляем с собакой на поводке, никого не трогаем и ни к чему не призываем. Заняты своими делами. И вдруг к таксе подбегает непристёгнутый микроскопический берсерк, который, пользуясь своей непристёгнутостью, уповает на собственную бессмертность и пытается прикусить мою таксу. Хозяева таких микроберсерков, чаще всего, не предпринимают ничего срочного, скорее всего, не предполагая, что такая небольшая вроде бы такса способна причинить вред, защищаясь. Моя такса отвечает сдержанным рыком и явно старается держать себя в руках и объясниться по понятиям. Но берсерк не отступает, и мне становится страшно за него. Я вынуждена как-то спасать берсерка от ответной реакции своей собаки, которая и так уже на поводке, но приходится её отворачивать. Берсерк пользуется ситуацией и принимает поползновения к таксячьему хвосту. Иногда такие ситуации доходят до того, что свою собаку приходится подвешивать за поводок в воздухе и перехватывать на руки, чтобы не допустить крови. И вот после такой разборки я всегда думаю, что на месте моей собаки мне было бы обидно: я привязан и зафиксирован хозяином, на меня натравлена какая-то злющая муха, а меня ещё и подвешивают в воздухе. Что делать-то?
ОТВЕТ:
Собак в вопросе фигурирует множество, но на самом деле этот вопрос — не про собак. Они ведут себя, как если бы были вольными псицами и жили бы вне действия этики человеческого общения. Но они живут среди людей и, очевидно, имеют хозяев, которые полностью отвечают за их песью безопасность. Поэтому ответ мой будет посвящен правилам вежливости владельцев собак, а не поведению животных. Не то, чтобы я была законодателем мод в правилах городского общения, но давайте ориентироваться на общие представления о личных границах и мерах, которые можно принимать к их защите.
Сразу дисклеймер: собаки, конечно, ни в чем не виноваты. Ни та, что на поводке подвергается нападкам, ни та, что без поводка и без разрешения подбегает к незнакомцам на улице. И мои дальнейшие советы кто-то может счесть излишне жесткими именно по отношению к последней. Увы, эти советы основываются на печальном личном опыте и опыте моих клиентов. Поэтому проговариваю еще раз: да, на собаках нет вины за то, что они гуляют без поводков и не научены голосовому управлению. Но это лишь значит, что их владельцы должны осознавать, какой опасности подвергают своих животных, отпуская их в свободный полет.
Итак, правила соблюдения личных границ предполагают свободу до той меры, пока эта свобода не нарушает свободу кого-нибудь другого. Выйдя на прогулку с собакой, мы с вами имеем право не сталкиваться нос к носу с другими собаками, если предварительно не согласились на такой контакт, проговорив это согласие словами. Даже если «Она просто поиграть», «Им же надо пообщаться», «Да он никому ничего плохого не делал никогда».
Более того, даже если мы вышли на улицу без собаки, хорошо бы тоже не сталкиваться близко с животным любого размера без явно выраженного желания с ним пообщаться.
Почему так? Звучит ужасно и неправдоподобно, но никто не обязан быть рад нашей собаке. Даже самой добрейшей и милейшей собаке на свете люди и другие псы бывают не рады. Тут и в причинах разбираться не стоит, достаточно просто признать факт: нет, отпускать без разрешения свою собаку к другим животным и людям нельзя. А если отпускаете, будьте готовы, что даже от самой душевной псицы встречный оппонент может начать защищаться всеми способами, которые сочтет уместными. И эта уместность определяется предыдущим негативным опытом.
Например, у меня был такой опыт. Очень милый и с виду дружелюбный английский бульдог однажды без разрешения подошел ко мне и моей собаке якобы знакомиться. Хозяин, согласно всем хрестоматийным традициям, заверил издалека, что пес не кусается. Моя собака была не рада такому знакомству, бульдог был не рад, что ему не рады. И раздосадованно перекусил моей собаке ногу. В итоге — сложный перелом, полгода лечения и реабилитации, план коррекции поведения моей собаки пришлось начинать едва ли не заново после полугода перерыва и еще много неприятного.
С тех пор я считаю уместным пользоваться струйным перцовым баллончиком, если хозяева бесповодочных подбегайцев не слушают мои просьбы забрать собаку и не верят предупреждениям применить баллон.
Уместно ли применять перец к ни в чем не виноватой собаке? Это, конечно, моральная дилемма. Ответственность за стычки такого рода всегда на хозяине собаки, которая подбегает без разрешения. Но защищаться приходится именно от собаки. От перца в морду она, конечно, пострадает день-два, но долгосрочных последствий не будет (разве только разовьется новая привычка не подбегать ко мне больше никогда). А вот перелом, который получила моя собака из-за того, что я не защитилась всеми доступными способами, был долгоиграющим развлечением с последствиями на всю жизнь.
Ну и надо сказать, перец — самый гуманный из надежных способов защиты. Кто-то не постесняется пнуть чужую подбежавшую собаку, кто-то снимет намордник со своей агрессивной псицы и даст ей возможность защититься самой, кто-то достанет из кармана и применит шокер. Эти три способа я не рекомендую из-за того, что их последствия часто гораздо более разрушительны для всех участников коммуникации, чем перцовый баллончик. Но хозяева, которые не контролируют своих собак на улице, должны быть готовы и к такому тоже.
Так что ответ на вопрос: «Что делать-то», — одновременно прост и сложен. Алгоритм такой. Вы предупреждаете хозяев бегущей собаки, что подходить к вам не надо. Иногда помогает орать, как истеричка, если умеете. Чаще помогает орать: «Моя собака заразная и агрессивная». Лучше иметь репутацию сумасшедшей, чем лечить свою собаку от покусов и переломов или разбираться с хозяином собаки. Если предупреждения не вызвали никаких действий хозяев, то предупреждайте о применении струйного перцового баллончика. Тут важно, что он именно струйный. Им можно заливать прицельно, и облако не затронет вас и вашу собаку.
Но в общем после того, как вы сказали, что к вам подходить не надо, сдобрили это сообщением, что у вашей собаки заразный опоясывающий лишай, предупредили, что примените баллончик, можете защищаться так, как посчитаете уместным. Вы уже сделали слишком много, чтобы уберечь чужую собаку, хотя в общем, не были обязаны.
Потому что обязанность получать разрешение на контакт лежит на том, кто этот контакт инициирует. Размер собаки не имеет особого значения. У маленьких тоже есть зубы. А если нет, то уж точно есть способность бесить собак, которые не готовы к встрече с ними. Владельцы, долго работающие со своим псом над навыком спокойно реагировать на других животных, не дадут соврать: ущерб коррекции от бесповодочных подбегайцев иногда почти такой же, как ущерб подбегайцам от перцового баллончика.
Так что отговорки про «она же добрая» и «пусть поиграют» не работают. Бесповодочный пес наносит ущерб, когда подбегает без разрешения, даже если он добрый и игривый. Жаль, если ему придется из-за этого пострадать.
Фото Sydney Moore, обработал Ренат Муртаев