На обложке книги написано: «Это, вероятно, самая личная и, несомненно, одна из лучших её книг». И это (редкий случай) правда.
Стиль написания романа несколько необычный, хоть и не уникальный. Иногда писатели так делают: пишут цельное произведение, затем режут текст на куски, перемешивают их и в таком виде преподносят читателю. Энн Пэтчетт плюс к этому ещё и выбросила часть кусков. Поэтому, читая, попадаешь в разные времена и города, и поначалу даже трудно понять, что же произошло, и где я упустила часть сюжета. Но потом к этому привыкаешь.
Роман начинается с того, что у лос-анжелесского полицейского Фрэнсиса Китинга и его жены красавицы Беверли рождается вторая дочь, и на её крестины он собирает множество гостей.
Помощнику прокурора Альберту Казинсу в этот день почему-то не хотелось идти домой к жене и детям, и он забрёл на крестины к едва знакомому ему Китингу, хотя его туда не приглашали. Но одним гостем больше, одним меньше – какая в сущности разница?
Разницы, может, и никакой, а вот последствия были грандиозные и необратимые.
Альберту понравилась жена Фрэнсиса, у них завязался роман, в результате которого две семьи распались и образовалась одна новая. Изменилась жизнь четверых взрослых и шестерых детей. Все сразу обрели множество новых родственников, чужие стали своими, а бывшие свои – чужими. И в этом множестве персонажей я даже почти запуталась.
Действие романа охватывает практически полвека, и на протяжении всего этого времени мы наблюдаем, как сложились судьбы детей Китингов и Казинсов – а они сложились очень по-разному. И надо отметить, что каждый эпизод, каждый кусочек жизни героев, из которых в конце романа
складывается мозаика (не полная, с потерянными деталями), написан так ярко, так мастерски, что эти эпизоды вполне могут быть самостоятельными рассказами или даже небольшими повестями.
Поначалу действие развивается хоть и нельзя сказать, что неторопливо, но без особых встрясок. Но один вроде бы незначительный поступок Франни, той самой девочки, на чьих крестинах всё и началось, меняет всё. Одно дело, когда ты делишься с близким человеком чем-то личным, совсем другое – когда об этом узнают многие, и совсем третье, когда это доходит до ушей близких.
В конце романа герои задают себе вопрос: а как бы сложились их жизни, если бы не та искра, которая пробежала между Альбертом и Беверли? Лучше? Хуже? Что бы они приобрели, а с чем (или кем?) разминулись бы?
Роман очень цепляющий, затрагивающий тонкие психологические вопросы. И поневоле задумываешься о том, что каждый наш поступок (и даже поступочек) может иметь совершенно неожиданные последствия.
И ещё одна важная мысль. Мы всегда стремимся к тому, чтобы наши дети стали успешными, чтобы они достигли в жизни определённых высот. Если в семье несколько детей, то они могут вырасти разными по степени успешности. Но очень трудно предугадать, кто из детей – более успешные или же наоборот – будут с тобой до последнего, на кого из них можно будет положиться; иными словами – кто из них вырастет более человечным.
Несколько цитат.
«До чего же это прекрасное ощущение, когда человек, которым ты безмерно восхищаешься, нуждается в тебе и говорит, что без тебя пропадёт».
«Оказалось, что принять обстоятельства и простить – далеко не одно и то же».
Парадоксальная цитата: «Книга была про невыносимое бремя жизни: работа, дом, дружба, брак, дети – словно всё, чего эти люди хотели и над чем трудились, укрепляло, как цементом, их невозможность стать счастливыми».
Этот материал ранее был опубликован мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/252D233DBE983890.html
#литература_сша
#пэтчетт_энн