Данная статья написана в соавторстве. На всякий случай подчеркну, что в статье речь идёт о типе личности, акцентуации, а не о психопатии как синдроме.
Клиенты данного типа не так часто приходят ко мне на сессии, однако мне удалось выделить основные фигуры их внутренней семейной системы.
"Безжалостный родитель" - родительская фигура безжалостна и относится к детской фигуре как к рабу. Любые попытки открыться, получить принятие, отвергаются так проявление слабости. Даже если родитель не жесток, он учит ребёнка воспринимать мир из позиции «Homo homini lupus est», человек человеку волк.
"Несчастный ребёнок" – нелюбимый и отвергаемый, частично или полностью. Чаще всего изгой в семейной системе клиента из-за чувства беспомощности и огромной фрустрированной потребности в принятии и защите. В транзактном анализе эту фигуру назвали бы естественным ребёнком.
Есть случаи, в которых значимые взрослые в процессе воспитания допускали только эмоциональный абьюз. Есть, где применялось физическое и сексуальное насилие. Есть смешанные, когда ребёнок, подготовленный к роли жертвы, столкнулся с физическим насилием вне семьи. Другой важный момент, это отношение общества к поведению родителя, оно порицало его действия или нет.
В случаях, когда поведение значимого взрослого было откровенно асоциальным, и пытаясь воспроизводить родительские паттерны вне семьи, в детском и подростковом возрасте, человек сталкивался с общественным осуждением, добавляется фигура порицающего социума, назовём её "полицейский". Если эта фигура угрожает родительской, то становится изгоем в семейной системе.
В результате у человека психопатического типа нередко остаётся только одна фигура, субличность, которая не подразумевает встречу с непереносимыми чувствами: родительская. Но что бы прибывать в ней, нужно регулярно совершать действия, роднящие с этой фигурой, доказывать себе и окружающим свою доминирующую позицию. Часто, увы, это означает совершать насилие. Сильный пожирает слабого потому, что иначе сожрут его.
Эмоциональный интеллект людей данного типа не редко остаётся на уровне 2-3 летнего ребёнка из-за травм. А внутренняя семейная система не даёт позитивного подкрепления росту, проявлению чувств вроде сострадания или раскаянья, скорее наоборот, по этому они воспринимаются как проявление слабости.
В фигурах внутренней семьи личности психопатического типа не просто так просматривается прямая аналогия с основными фигурами философии преступного мира: блатной, лох/терпила и вертухай.
Дополнительные возможные фигуры:
"Правильный пацан" – конформный ребёнок в ТА. Сулбличность адаптировавшаяся жить между жесткостью в семье и социальными нормами. Более социализирована, ей проще сотрудничать или подчиняться. При наличии такой субличности, "безжалостный родитель" может выполнять роль "пожарника" в терминологии IFS Шварца.
"Бунтарь" – бунтующий ребёнок в ТА. "Пожарник", совершает асоциальные действия что-бы прожить фрустрацию. Чаще может появится если родительская фигура не разделима с социумом, фигурой "полицейского", обе враждебны.
"Соблазнительница" - обычно женский конформный ребёнок. Власть через сексуальность и обольщение. Часто её задачей становится поиск "доброго безжалостного родителя". Партнёра достаточно холодного и жесткого, чтобы был возможен родительский перенос, но, по-своему, заботливого и любящего. В таких отношениях партнеру не позволяется быть в детской позиции, проявлять слабость, потому что это провоцирует переход в субличность безжалостного родителя из которой он немедленно наказывается. При этом в партнёре пытаются развить сильнейшую зависимость, чтобы получить подобие безусловной любви, которую не удалось получить в детстве.
В обществе людей, где недопустимо насилие и не поощряется сомнительное поведение, люди психопатического типа, по-своему, пытаются повысить свой статус. Привлекают к себе внимание, влезают в разговор, хвастаются, шутят, спорят, флиртуют, рассказывают истории из жизни. Этим они могут быть похожи на истероидов, хотя их цель не внимание само по себе, а неформальное лидерство.
Я пройдусь по тонкому льду утверждая, что фильм Грязь (2013), прекрасно раскрывает бытие человека психопатического типа. Главный герой, являясь грязным полицейским, решает для себя проблему конфликта родительской фигуры и порицающего социума. Он - закон, и над законом. В отличии от нарциссического типа, он не боится разочаровывать людей, наоборот, получает от этого определённое удовольствие. Чистым маккевиалистом ему не позволяет быть необходимость совершать ритуальное насилие над окружающими. Его диссоциативное расстройство связанно именно с фигурой-изгоем, нуждающемся в защите и любви. Он воображает себя женщиной, собственной женой. Она чувствует себя в безопасности замужем за сержантом полиции, который скоро получит повышение: "Ни что так не соблазняет женщину, как власть". Именно тогда, когда он теряет доминирующую позицию, а с ней контроль за ситуацией, его психика не выдерживает и он "сваливается" в диссоциированную личность. В этом состоянии он невероятно уязвим, даже виктимен, что отражает эмоции и состояние этой его части.
Работа с клиентами психопатического типа заключается в том, чтобы дать принятие фигуре "несчастного ребёнка". И помочь клиенту сформировать собственную субличность "доброго родителя", способного любить и защищать эту фигуру.
Это удивительный опыт, когда клиент от фантазий о крови, сексе, насилии и убийствах, не получая отвержения переходит в состояние беззащитного ребёнка, который плачет, потому что ни кому не нужен и ни кто его не любит.
Автор: Писаркина Елена Вячеславовна