Рассматриваемая сегодня картина была представлена на выставке Императорской Академии художеств в 1873 году, и далее, в том же году, на всемирной выставке в Вене, где ее и увидел Федор Михайлович Достоевский. Сегодня, по сути дела, именно он будет писать обзор этой работы художника. Итак, предоставлю слово великому русскому писателю:
Вот, например, небольшая картинка (Маковского) "Любители соловьиного пения", кажется; не знаю, как она названа. Посмотрите: комнатка у мещанина аль у какого-то отставного солдата, торговца певчими птицами и, должно быть, тоже и птицелова.
Видно несколько птичьих клеток; скамейки, стол, на столе самовар, а за самоваром сидят гости, два купца или лавочника, любители соловьиного пения. Соловей висит у окна в клетке и, должно быть, свистит, заливается, щелкает, а гости слушают.
Оба они, видимо, люди серьезные, тугие лавочники и барышники, уже в летах, может быть, и безобразники в домашнем быту (как-то уже это принято, что всё это "темное царство" непременно составлено из безобразников и должно безобразничать в домашнем быту), а между тем оба они видимо уже раскисли от наслаждения - самого невинного, почти трогательного. Тут происходит что-то трогательное до глупости. Сидящий у окна немного потупил голову, одну руку приподнял и держит на весу, вслушивается, тает, в лице блаженная улыбка; он дослушивает трель... Он хочет что-то ухватить, боится что-то потерять. Другой сидит за столом, за чаем, к нам почти спиной, но вы знаете, что он "страдает" не менее своего товарища.
Перед ними хозяин, зазвавший их слушать и, конечно, им же продать соловья. Это довольно сухощавый и высокий парень лет сорока с лишком, в домашнем, довольно бесцеремонном костюме (да и что тут теперь церемониться); он что-то говорит купцам, и вы чувствуете, что он со властью говорит. Перед этими лавочниками он по социальному положению своему, то есть по карману, конечно личность ничтожная; но теперь у него соловей, и хороший соловей, а потому он смотрит гордо (как будто он это сам поет), обращается к купцам даже с каким-то нахальством, с строгостию (нельзя же-с)... Любопытно, что лавочники непременно сидят и думают, что это так и должно быть, чтобы он их тут немножко подраспек, потому что "уж оченно хорош у него соловей!"
Интересно, что когда я в первый раз видел эту картину, у меня не возникло никаких мыслей о том, что соловей сидит в клетке, напротив, я посчитал, что соловей где-то за пределами избы, и засидевшиеся до утра гуляки слушают его трель с замиранием сердца. И только проследив за взглядами двух персонажей и внимательно посмотрев еще раз, я наконец, увидел ее:
И только тогда я понял, что писатель был прав, это и есть клетка с соловьем. Спасибо Федору Михайловичу, и снова я получил еще одно подтверждение тому, что картины полезно рассматривать досконально и внимательно вглядываясь в детали, иначе можно упустить что-то важное.
В 1873 году Владимир Маковский получил за эту картину первую премию Общества поощрения художников и был удостоен звания академика петербургской Академии художеств "за отличные познания в живописи народных сцен". Закончу сегодняшнюю статью, пожалуй, снова словами Достоевского из его "Дневника писателя (1873)":
Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнения - пишите в комментариях, будет интересно прочесть.
#живопись #история #картины #искусство #культура #русскаяживопись #искусствоведение #художники #достоевский