Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя

Проект европейского истребителя зародился ещё до конца Холодной войны. Ещё во времена существования СССР главы четырёх европейских стран объединились для достижения компромисса в области авиационной промышленности. Все хотели создать универсальный и современный самолёт, способный конкурировать не только в СССР, но и с США.

Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя
Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя

Среди причин, по которым родился Eurofighter была не только гонка за самолётами Восточного блока (МиГ-29 и Су-27), но и опыт удачного сотрудничества по реализации Panavia Tornado, которую сделали Великобритания, Германия и Италия. Однако, если копнуть ещё дальше, то история "Шторма Европы" началась ещё в ФРГ, в 1960-х годах. Люфтваффе хотели заменить неудачные амерканские истребители бомбардировщики F-104. Следом появился проект NKF (Neue Kampfflugzeug - новый боевой самолёт). В 1970-х о замене своих Jaguar задумалась Великобритания. Поэтому, независимо друг от друга английские и западногермание специалисты разработали проект двухкилевого, двухдвигательного самолёта с крылом дельтовидной формы.

Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя
Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя

Интересно, что западноевропейский самолёт под требования ВВС ФРГ всё же показали на авиашоу, в Ганновере, в 1980 году. Предполагалось, что на самолёте будут стоять двигатели класса RB.199.

Из-за смены характера ведения воздушных боёв (поражение целей вне видимости оператора) на новый самолёт стали ставить современные ракеты класса "воздух-воздух". Следовательно самолёт оснащался мощной современной РЛС. Кроме того, самолёт должен был обладать хорошими разгонными характеристиками и обладать повышенной боеготовностью на земле.

Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя
Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя

Хорошая тяговооруженность и дельтовидное крыло давало европейскому истребителю феноменальные маневровые характеристики, поэтому самолёт стал серьёзным противнником почти для любой авиации ближнего радиуса действия. К 1985 году проект наконец получил своё обозначение: EFA (European Fighter Aircraft). Всего в проекте участвовало 5 стран: Великобритания, ФРГ, Франция, Италия и Испания. В том же, 1985 году из проекта вышли Франция и Испания, которые смотрели в сторону создания своего более лёгкого, с большим экспортным потенциалом, самолёта.

Изначально создатели планировали создать 2 лётных образца, но из-за недостаточного финансирования обошлись только одним. Первый полёт прототип совершил 8 августа 1985 года. На этом самолёте применялись самые современные системы: четырёхканальная электродистанционная система управления полётом, приборное оборудование с использованием индикаторов и экранов. Все эти разработки продолжались до 1991 года.

Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя
Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя

До 2000 года работа над проектом шла вяло и почти без энтузиазма. В том же году, EAP (ранее назваение Eurofighter) окончательно стал Eurofighter. В 1994 году полетел второй прототип, но уже английской сборки (обозначение DA 2). Фюзеляж самолёта делился на 6 частей. Самая первая была сделана в основном из композитных материалов, так как проводились испытани по достижению скорость 1,87 Маха. Хочется также отметить, что конфигурация самолёта была очень прогрессивна для своего времени: бесхвостка с дестабилизатором и крылом дальновидной формы. Вкупе с современной электродистанционной системой и передним стабилизатором Eurofighter очень хорош в плане манёвренности. Однако он соврешенно неустойчив по тангажу, особенно на критических углах атаки. Из-за отсутствия заденго стабилизатора в качестве отклоняемых поверхностей используются флапероны, которые выполняют одновременнуо функцию элеронов и рулей высоты. При работе по тангажу флапероны работают совместно с ПГО.

Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя
Европейцы называют свой Eurofighter Typhoon штормом Европы. История западного истребителя

Также отдельного внимания заслуживает киль самолёта. На ранних версиях TKF-90 заднее оперение имело двухкилевую компановку. Однако первый Eurofighter летал уже с одним килем. С одной стороны. это менее затратно по материалам, дешевле и проще, с другой - самолёт имеет большую эффективную площадь рассеивания, что делает самолёт более заметным для радаров.

Вот такой небольшой экскурс в историю европейского шторма: Eurofighter Typhoon. А что добавите вы? Напишите в комментарии.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости из мира авиации. На этом всё, счастливых полётов.