Проект европейского истребителя зародился ещё до конца Холодной войны. Ещё во времена существования СССР главы четырёх европейских стран объединились для достижения компромисса в области авиационной промышленности. Все хотели создать универсальный и современный самолёт, способный конкурировать не только в СССР, но и с США.
Среди причин, по которым родился Eurofighter была не только гонка за самолётами Восточного блока (МиГ-29 и Су-27), но и опыт удачного сотрудничества по реализации Panavia Tornado, которую сделали Великобритания, Германия и Италия. Однако, если копнуть ещё дальше, то история "Шторма Европы" началась ещё в ФРГ, в 1960-х годах. Люфтваффе хотели заменить неудачные амерканские истребители бомбардировщики F-104. Следом появился проект NKF (Neue Kampfflugzeug - новый боевой самолёт). В 1970-х о замене своих Jaguar задумалась Великобритания. Поэтому, независимо друг от друга английские и западногермание специалисты разработали проект двухкилевого, двухдвигательного самолёта с крылом дельтовидной формы.
Интересно, что западноевропейский самолёт под требования ВВС ФРГ всё же показали на авиашоу, в Ганновере, в 1980 году. Предполагалось, что на самолёте будут стоять двигатели класса RB.199.
Из-за смены характера ведения воздушных боёв (поражение целей вне видимости оператора) на новый самолёт стали ставить современные ракеты класса "воздух-воздух". Следовательно самолёт оснащался мощной современной РЛС. Кроме того, самолёт должен был обладать хорошими разгонными характеристиками и обладать повышенной боеготовностью на земле.
Хорошая тяговооруженность и дельтовидное крыло давало европейскому истребителю феноменальные маневровые характеристики, поэтому самолёт стал серьёзным противнником почти для любой авиации ближнего радиуса действия. К 1985 году проект наконец получил своё обозначение: EFA (European Fighter Aircraft). Всего в проекте участвовало 5 стран: Великобритания, ФРГ, Франция, Италия и Испания. В том же, 1985 году из проекта вышли Франция и Испания, которые смотрели в сторону создания своего более лёгкого, с большим экспортным потенциалом, самолёта.
Изначально создатели планировали создать 2 лётных образца, но из-за недостаточного финансирования обошлись только одним. Первый полёт прототип совершил 8 августа 1985 года. На этом самолёте применялись самые современные системы: четырёхканальная электродистанционная система управления полётом, приборное оборудование с использованием индикаторов и экранов. Все эти разработки продолжались до 1991 года.
До 2000 года работа над проектом шла вяло и почти без энтузиазма. В том же году, EAP (ранее назваение Eurofighter) окончательно стал Eurofighter. В 1994 году полетел второй прототип, но уже английской сборки (обозначение DA 2). Фюзеляж самолёта делился на 6 частей. Самая первая была сделана в основном из композитных материалов, так как проводились испытани по достижению скорость 1,87 Маха. Хочется также отметить, что конфигурация самолёта была очень прогрессивна для своего времени: бесхвостка с дестабилизатором и крылом дальновидной формы. Вкупе с современной электродистанционной системой и передним стабилизатором Eurofighter очень хорош в плане манёвренности. Однако он соврешенно неустойчив по тангажу, особенно на критических углах атаки. Из-за отсутствия заденго стабилизатора в качестве отклоняемых поверхностей используются флапероны, которые выполняют одновременнуо функцию элеронов и рулей высоты. При работе по тангажу флапероны работают совместно с ПГО.
Также отдельного внимания заслуживает киль самолёта. На ранних версиях TKF-90 заднее оперение имело двухкилевую компановку. Однако первый Eurofighter летал уже с одним килем. С одной стороны. это менее затратно по материалам, дешевле и проще, с другой - самолёт имеет большую эффективную площадь рассеивания, что делает самолёт более заметным для радаров.
Вот такой небольшой экскурс в историю европейского шторма: Eurofighter Typhoon. А что добавите вы? Напишите в комментарии.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости из мира авиации. На этом всё, счастливых полётов.