1,1K подписчиков

Карл Брюллов и его судьбоносное полотно

Брюллов Карл Павлович - Автопортрет. 1848 г.
Брюллов Карл Павлович - Автопортрет. 1848 г.

В России с именем Карла Брюллова знакомятся в школьные годы. Его знаменитую работу «Последний день Помпеи» изучают на уроках истории и литературы, как пример классического реализма в живописи и одновременно, как наглядную иллюстрацию трагедии, постигшей итальянский город в самом начале нашей эры.

Ни одной картине русской школы живописи не выпала такая европейская слава, какая досталась этому огромному полотну. Она была удостоена высших наград в Риме, Милане, Париже и Петербурге. Её называли «эпохой в летописях искусства», о ней восторженно отзывались многие поэты и писатели. И просто зрители не оставались равнодушными, замирая перед триумфальным полотном Карла Брюллова.

Карл Брюллов - Последний день Помпеи.
Карл Брюллов - Последний день Помпеи.

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге в многодетной семье французского скульптора Поля Брюлло.

Четверо сыновей Поля стали живописцами, а один – архитектором. Но славу семье принёс именно Карл, добившийся высокого мастерства в своих воздушных акварелях, характерных и очень выразительных портретах итальянок и, конечно же, его масштабное полотно «Последний день Помпеи» прочно вошло в историю искусства. Эта работа стала главным произведением в жизни Карла.

В 1822 году студент Императорской Академии художеств, Карл Брюллов отправился в Италию на 4 года и прожил там 13 лет.

В 1748 году раскопки военного инженера открыли Помпею, и эта сенсация нашла отклик в искусстве. Джованни Пачини в 1825 году написал оперу о трагедии Помпеи, а в 1834 году англичанин Эдвард Бульвер-Литтон создал роман о гибели Помпеи.

В 1827 году и Карл Брюллов побывал на месте раскопок. Но он тогда даже подумать не мог, что эта поездка к древним развалинам откопанного города станет для него судьбоносной!

Современный вид откопанного города Помпеи
Современный вид откопанного города Помпеи

«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом»,— написал художник в дневнике.

Раскопки древнего города Помпеи. (Современный снимок)
Раскопки древнего города Помпеи. (Современный снимок)

Стоя на краю огромной ямы, обнажившей руины древнего города, плотно усыпанного пеплом и гарью, вперемежку с осколками чужой благополучной жизни и погребенными под ними скелетами, Карл испытал огромную гамму чувств. И настоящую сумятицу ощущений, основанных на масштабе катастрофы и сопереживании, осознание личного горя и боли людей, за один день оказавшихся погребенными жертвами неукротимой стихии.

Окаменелые тела погибших от извержения вулкана
Окаменелые тела погибших от извержения вулкана

Эти чувства еще долго бурлили в душе впечатлительного художника и вылились в идею большой эпической картины. Её размеры - 456,5 см × 651 см.

Впервые в истории русской живописи замысел художественного произведения возник на месте событий. И археологическая точность, с которой Карл Брюллов написал обстановку, одеяния и антураж, стали новым словом в исторической живописи.

Карл Брюллов приступил к глубокому изучению истории. Он читал письма Плиния Младшего – свидетеля катастрофы, делал зарисовки в Помпее, штудировал археологические труды и литературные источники, описывающие события 24 августа 79 года нашей эры – день, когда извержение вулкана Везувия погубило целый город и заживо засыпало две тысячи жителей.

Джозеф Райт - Везувий из Портичи. 1775 г.
Джозеф Райт - Везувий из Портичи. 1775 г.

«Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – писал в дневнике Карл Брюллов.

Живя в Италии, художник имел возможность писать исторически и этнографически точные типажи действующих лиц своего будущего полотна, находя прямо на улице выразительные персонажи. Ведь все они были итальянцами, потомками жителей погибшего древнего города.

"Последний день Помпеи" он писал 7 лет – с 1827 по 1833 год.

И его произведение поразило воображение зрителей размахом вселенского катаклизма, показанного с таким чувственным живописным мастерством.

Позже, критики и искусствоведы отнесут эту работу к двум стилям одновременно: классицизму и романтизму.

Карл Брюллов - Последний день Помпеи.
Карл Брюллов - Последний день Помпеи.

Композиция картины подчинена принципам классицизма и складывается, как цикл самостоятельных эпизодов, вписанных в треугольник. И каждый из этих эпизодов, словно рассказывает свою отдельную историю или даёт морально-тезисную зарисовку: артефакт любви, самопожертвования, отчаяния, алчности. В самой подаче героев, их пластике, технике живописного написания человеческих тел – виден Брюллов-классицист.

В то же время, разгул неуёмной слепой силы, губящей всё вокруг, как идея рока, вторгшегося в гармонию человеческого мироздания, были созвучны новаторским идеям романтично настроенных современников художника.

Советские искусствоведы считали, что в полотне Брюллова романтические новации влили живую кровь в дряхлеющий организм академической живописи.

Исторический сюжет посвящен не одному герою, а целому народу. В академической традиции классицизма типичными сюжетами были идеализированный образ или мысль. Но у Брюллова в этой картине сюжетом стал реальный исторический факт. Здесь есть основные черты стиля романтизм – вместо холодного рационализма классицизма присутствует целая буря чувств и эмоций, душевных метаний и разворачивающаяся драма.

Здесь запечатлены фигуры сильных людей, почти байроновского или прометеевского типа, провозглашающие величие человека. И в то же время, все они – только игрушки в руках судьбы. Их обуревают страсти, они пытаются противостоять стихии и взять контроль над ситуацией в свои руки.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи"
Фрагмент картины "Последний день Помпеи"

В левой части полотна на первом и втором планах перед и на ступеньках гробницы Скавра изображены несколько человек, так по-разному переживающие трагедию.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи"
Фрагмент картины "Последний день Помпеи"

Слева персонаж вцепился в кадило, и какую-то утварь, пытается забрать с собой самое ценное. А рядом с ним мать, обнявшая юных дочерей, отчаянно молится о спасении.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи"
Фрагмент картины "Последний день Помпеи"

И мрачный персонаж на втором плане за фигурами молодой семьи, охвачен алчностью – тащит подмышкой дорогостоящие предметы, спасаясь бегством. А прямо перед ним на контрасте – молодой мужчина пытается укрыть собой и защитить свою семью – юную девушку с детьми. Как иллюстрация самопожертвования и любви.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи"
Фрагмент картины "Последний день Помпеи"

Справа два молодых человека стараются унести на руках пожилого господина, оставаясь ему преданными, даже перед лицом неминуемой гибели. Или это сыновья, стремящиеся спасти немощного пожилого отца. Так же, как за ними юноша умоляет подняться упавшую мать, чтобы бежать вместе от обрушившейся на них стихии. Карл Брюллов в роли юноши изобразил Плиния Младшего, который сумел спастись и оставил воспоминания об этом страшном извержении вулкана.

Самый крайний молодой человек справа несет бездыханное тело своей любимой в венке из роз, надеясь ее спасти.

На ступенях гробницы в толпе людей Карл Брюллов изобразил молодого мужчину с ящиком красок на голове – это автопортрет художника, оказавшегося в эпицентре события и переживающего трагедию вместе с жителями Помпеи.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с автопортретом Карла Брюллова
Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с автопортретом Карла Брюллова

Здесь нет главного героя, вместо него – центральные персонажи: маленький испуганный ребёнок у тела погибшей матери в желтой тунике. Желтый цвет ее одеяния – это символ падения старого мира и зарождение нового, как противопоставление жизни и смерти – традиционно для стиля романтизма.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи"
Фрагмент картины "Последний день Помпеи"

Яркий, насыщенный колорит и два источника света – красный на заднем плане и холодный на переднем – усиливают драматургию и нарушают традиции классического стиля.

Заказчиком картины был Анатолий Демидов, который потом подарил это полотно императору Николаю I.

Александр Пушкин даже посвятил этой картине строки:

"Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон".

Карл Брюллов - Последний день Помпеи
Карл Брюллов - Последний день Помпеи