Говоря о внутриукраинском конфликте нельзя ограничиваться 8-ми летним периодом.
Последнее время развлекал себя тем, что слушал ролики с записями бесед в чат-рулетке условно - простых украинцев с непростыми россиянами, посвящённых, естественно, событиям на Украине. Почему – “слушал”? Потому, что смотреть там – нечего. Даже лица условно - простых украинцев видны не всегда. Почему с “непростыми россиянами”? Потому что записывают эти ролики и выкладывают в сеть не домохозяйки, а те, кого принято называть блогерами, что бы это ни значило. И наконец, почему “условно - простых украинцев”? Наверное, потому что простых людей, что называется – от сохи там, по моей оценке, меньше половины. Их нетрудно отличить от сетевых активистов по плохому качеству звукового и видеоряда и ещё потому, что после двух - трёх фраз они начинают безбожно материться и призывать кары небесные на головы всех россиян. Сетевые активисты, которые тоже, как бы – от сохи, но с определёнными навыками ведения дискуссии, тоже начинают материться, но делают это намного позже, уже перед тем, как покинуть чат-рулетку…
Слушал я эту канитель, слушал и заметил, что глубина памяти даже наиболее вменяемых собеседников не превышает 8,67 лет. То есть, самое раннее событие, о котором вспоминают оппоненты – это, так называемое, “народное вече” или “митинг студентов“ в поддержку чего-то очень европейского, начавшиеся в Киеве 21 ноября 2013 года и соответственно их (как бы – студентов) “звирячче побыття”, состоявшееся ранним утром (началось в 04:00) 30 ноября того же года. Можно было бы понять, если бы эти диалоги происходили исключительно между молодой украинской порослью и их российскими сверстниками, которым сегодня 18 – 22 года, то есть людьми детство, которых заканчивалось уже в постмайданный период истории и, по определению, имеющих промытые пропагандой мозги. Но почему это происходит, даже когда собеседниками, с обеих сторон, являются люди зрелого возраста, понять крайне сложно…
Очевидно, с развитием массово-доступных информационных технологий, многие человеческие óсоби отказались от использования такой функции мозга, как - память. Действительно, зачем помнить события 30-ти летней давности, если можно зайти в интернет и прочитать кем-то написанную версию произошедшего? Большинство так и делает. К счастью, всё ещё встречаются чудаки, которые – нет-нет, да и воспользуются этой функцией. Принадлежа к их числу, я прекрасно помню, события не только 8-ми, но и 18-ти, и даже 28-ми летней давности и охотно поделюсь с читателями этими воспоминаниями…
Что происходило на Украине 28 лет назад.
Итак, 28 лет назад – шло лето 1994-го года, мне исполнилось 30, и я всерьёз задумался о том, чтобы реализовать возможность, предоставленную моим новым отечеством - РФ. А именно - оставить кадровую военную службу и попытать счастья в неведомом доселе мире “свободного предпринимательства”. Для тех, кто не знает, в старом отечестве - СССР, кадровый военный, тоже мог уволиться с военной службы, не дожидаясь 45-тилетнего возраста, но для этого он должен был либо “дискредитировать звание офицера”, либо обзавестись медицинским диагнозом, предусматривающим увольнение “по состоянию здоровья”, других вариантов – не было. Благодаря принятому в 1993-м году пакету законов о военной службе, для кадровых военнослужащих РФ, стало возможным увольнение с военной службы по причине "отказа от заключения очередного (трёхлетнего) контракта". Такой-себе закон с точки зрения государственной пользы. Но мы-то помним, кто в 1993-м году писал для нас законы, включая - Конституцию…
А так как предстоящее увольнение предполагало переезд семьи из “отдалённого гарнизона” в цивилизованные места, то, дабы оценить перспективы, решено было ехать в отпуск, в некогда – советский, а ныне - украинский Севастополь. Надо сказать, что вся родня, живущая в украинской реальности в один голос, умоляла “сто раз подумать”, прежде чем увольняться со службы.
- Денег - нет, продукты - по талонам, нормальной работы - нет и кругом – бандиты”, – так мои родители и родители жены описывали окружающую их украинскую реальность. Причин сомневаться в их искренности не было, потому что всё то же самое происходило в реальности – российской. Но где же вы видели, чтоб тридцатилетние "дети" прислушивались к советам своих “старых” родителей - пятидесяти с хвостиком лет…
Сама же Украина, в то лето жила выборами и надеждой. И если надежда – это перманентное состояние украинского общества, то выборы были для него неожиданными, то есть – “досрочными”. Проводились они в такой последовательности: с 27 марта по 10 апреля – парламентские и с 26 июня по 10 июля – президентские. Должен сознаться, о ту пору меня мало интересовали детали политической жизни юного государства, как и остальных юных государств, неожиданно возникших из осколков СССР. Была надежда, что всё это – не всерьёз и – ненадолго, что вот-вот все одумаются и договорятся, о проживании, если не в ЕДИНОМ, как было при СССР, то хотя бы – в СОЮЗНОМ государстве, как предполагалось при его конце…
Независимо от того интересуются ли ей граждане, политическая жизнь государства играет важнейшую роль в их жизни. Происходит это потому, что согласно закону Кармы, она является следствием прошлого и причиной будущего для всего общества, которое состоит из граждан. Итак, во второй тур президентских выборов тогда вышли: действующий президент – Леонид Макарович Кравчук и независимый кандидат – Леонид Данилович Кучма.
Кравчук – типичный перевёртыш, партаппаратчик из номенклатуры КПСС, в угоду конъюнктуре перекрасившийся в “национал-демократа”, так в те времена, именовали себя националисты, по инерции ещё стыдясь называть вещи своими именами. К этому времени он утратил доверие большей части населения республики. Его оппонент Кучма изображал из себя аполитичного хозяйственника, эксплуатируя образ “красного директора”. Как по мне, то называть аполитичным человека, ещё в 1976-м году возглавившего партийный комитет промышленного гиганта «ЮжМаш», члена ЦК КПУ, делегата XXVII (1986 г.) и XXVIII (1990 г.) съездов КПСС, можно только с очень большой натяжкой...
К моменту своего выдвижения Леонид Данилович успел поруководить не только самым крупным ракетостроительным заводом СССР, но и экономикой юного и наглухо независимого государства, где почти год (с октября 1992-го по сентябрь 1993-го) занимал пост премьер-министра. На это время он фактически стал “экономическим диктатором” Украины, так как условием своего назначения на должность премьера поставил получение беспрецедентно широких полномочий. В частности, права издавать приравненные к законам декреты и назначать руководителей регионов. Эти требования были удовлетворены принятием Закона № 2796-XII от 18 ноября 1992 года. Видимо диктаторские полномочия пришлись по душе Леониду Даниловичу, так как по окончании срока действия данного закона (в мае 1993-го), он настаивал на его продлении, а получив отказ Верховной Рады, подал в отставку…
Донбасс - регион со своим характером, но без своих лидеров.
Очевидно, никакие полномочия не помогли тогдашним украинским руководителям предотвратить тяжелейший экономический кризис, в который они собственноручно погрузили юное государство. Уже 9 декабря 1993 года в Донбассе началась бессрочная забастовка шахтёров. Среди главных требований, забастовщиков были не только экономические: выплата и увеличение заработной платы, но и политические: установление для Донбасса особых экономических связей с Россией, отставка президента Леонида Кравчука, проведение досрочных президентских и парламентских выборов.
Решимость трудового Донбасса настолько перепугала депутатов Верховной Рады I-го созыва, что они сочли за благо выполнить требования забастовщиков. На март 1994 года было назначено проведение консультативного референдума о доверии президенту и парламенту. Позднее, видимо убоявшись возможных последствий, депутаты – отменили референдум и постановили провести 27 марта досрочные парламентские, а 26 июня – досрочные президентские выборы…
Сегодня это воспоминание имеет особый вес и особую цену. Потому что, сегодня, люди с ограниченной памятью, повторяют конструкцию современных украинских национал-пропагандистов, согласно которой:
- Донбасс – это Украина;
- Донбасс прекрасно жил в составе украинского государства до 2014 года;
- В 2014 году на Донбассе появились то ли – сепаратисты, то ли – российские войска, а лучше – и те и другие, которые начали “терроризировать” украинское население, “самообстреливаясь” из тяжёлых видов вооружения...
События 28-милетней давности свидетельствуют, как минимум, о том, что жители двух восточных областей – Луганской и Донецкой, уже тогда имели СОБСТВЕННОЕ мнение о путях развития страны, гражданами которой они неожиданно оказались 3 года назад…
Правда ещё и в том, что мнение шахтёров Донбасса разделяли рабочие металлургических и машиностроительных предприятий Запорожской, Днепропетровской, Харьковской областей. Поэтому с полным основанием можно говорить, что промышленные регионы востока Украины, ещё 28 лет назад не только ХОТЕЛИ, но и УМЕЛИ формулировать и ДИКТОВАТЬ киевскому политическому руководству СВОЮ политическую ПОВЕСТКУ. Остаётся только сожалеть, что здесь не нашлось тогда авторитетного лидера, способного сформулировать требования ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ Украины, что стало бы безусловным благом для юной республики. Но, увы – не случилось…
Есть ли логика в избирательных предпочтениях украинцев…
Как бы там ни было, досрочные парламентские и президентские выборы состоялись в назначенные сроки. Набрав 12 111 603 (45,05%) голоса действующий президент Кравчук Л.М. уступил псевдо-аполитичному “хозяйственнику” Кучме Л.Д., набравшему – 14 016 850 (52,14%) голосов. Всего проголосовало 26 883 642 избирателей. Разница в рейтингах кандидатов составила – 1 905 247 голосов или 7,09%.
Казалось бы, всё логично – ощутившие на себе жестокий удар экономического кризиса, украинские избиратели отказали в поддержке действующему главе государства, справедливо рассудив, что именно он виновен в их незавидном финансовом положении. Как, на первый взгляд логично и то, что большинство избирателей поддержало нового в политике человека, поверив его обещаниям реформировать экономику…
Можно было бы с этим согласиться, если бы соотношение 52 (± 1,5) % против 45 (± 1,5) % имело место на всей территории Украины, ведь кризис касался всех счастливых обладателей украинского гражданства. Однако, достаточно взглянуть на карту результатов II-го тура президентских выборов, чтобы убедиться, что эта логика не имеет к украинским выборам никакого отношения. Результаты этих (досрочных) и всех последующих украинских выборов определялись СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ ЛОГИКОЙ.
Даже беглого взгляда на карту результатов II-го тура президентских выборов (10 июля 1994 года) достаточно, чтобы понять – ЭТО результат голосования ДВУХ РАЗНЫХ НАРОДОВ. И не просто двух разных народов, а народов – компактно ПРОЖИВАЮЩИХ, каждый НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ. Таких-себе – “Ху́ту” и “Ту́тси” украинского разлива...
Чтобы не выдумывать новых терминов, назову один из них – “Западенцами”, а другой – “Схидняками”. Как тутси отличались от хуту тем, что первые занимались скотоводством, а вторые – земледелием, “западенцы” отличались от “схидняков” тем, что первые, вплоть до начала Второй Мировой войны были аграриями и тяготели к ведению мелкого натурального хозяйства, в то время, как вторые, уже перед войной, в основной массе были работниками промышленных и коллективных сельскохозяйственных предприятий. Существенных этнических или языковых различий между этими народами не было…
Для тех, кто не силён в украинской политической географии расшифрую изображённое на карте результатов II-го тура президентских выборов. Однозначно идентифицируя Кравчука Л.М., как - своего, то есть – “западенца”, безоговорочную поддержку ему оказали избиратели девяти областей и города Киева:
- Тернопольская обл. – 94,80 %
- Ивано-Франковская обл. – 94,46 %
- Львовская обл. – 93,77 %
- Ровенская обл. – 87,25 %
- Волынская обл. – 83,93 %
- Закарпатская обл. – 70,52 %
- Черновицкая обл. – 61,80 %
- г. Киев – 59,14 %
- Киевская обл. – 58,31 %
- Хмельницкая обл. – 57,20 %
Услышав в предвыборной риторике Кучмы Л.Д. обещание стать своим для “схидняков”, его чуть осторожнее, но тоже – активно поддержали избиратели автономной республики Крым, десяти областей и города Севастополя:
- г. Севастополь – 91,98 %
- АР Крым – 89,70 %
- Луганская обл. – 88,00 %
- Донецкая обл. – 79,00 %
- Черниговская обл. – 72,33 %
- Харьковская обл. – 71,01 %
- Запорожская Обл. – 70,70 %
- Днепропетровская обл. – 68,81 %
- Сумская обл. – 67,80 %
- Одесская обл. – 66,80 %
- Херсонская обл. – 64,64 %
- Полтавская обл. – 59,16 %
Выбор избирателей пяти субъектов не был столь же категоричным:
- Житомирская обл. Кучма Л.Д. – 41,60 % Кравчук Л.М. – 55,64 %
- Винницкая обл. Кучма Л.Д. – 42,30 % Кравчук Л.М. – 54,32 %
- Черкасская обл. Кучма Л.Д. – 45,70 % Кравчук Л.М. – 50,80 %
- Николаевская обл. Кучма Л.Д. – 52,80 % Кравчук Л.М. – 44,70 %
- Кировоградская обл. Кучма Л.Д. – 49,70 % Кравчук Л.М. – 45,70 %
Выборы были признаны состоявшимися. Ни одна из сторон не попыталась оспорить их результаты, 19 июля Леонид Данилович Кучма торжественно вступил на пост президента. Забегая вперёд следует сказать, что своим для “схидняков” Леонид Данилович так и не стал. В политические союзы, действующие и создаваемые на постсоветском пространстве, Украина – не стремилась, экономические связи с Россией поддерживались в основном те, что служили делу обогащения приближённых к власти олигархов. Принятая в 1996 году конституция, ввела в обращение термин “украинская нация” и зафиксировала за русскими статус “национального меньшинства”.
В одном не откажешь хитрому лису украинской политики – он стал единственным президентом Украины, занимавшим этот пост два срока подряд. Примечательно, что избраться на второй срок Кучма сумел благодаря хитрой предвыборной комбинации, обеспечившей ему поддержку “западенцев” и максимально снизившей избирательную активность “схидняков”. Вот карта результатов II-го тура президентских выборов 1999 года.
На карте наглядно видно, что в 1999-м году, "западенцы", как те мыши, которые плакали, кололись, но - ели кактус, дружно проголосовали за НЕ СВОЕГО кандидата, что и обеспечило его победу.
Но, это - уже совсем другая история...