После ночёвки в Хандагайтах мы поехали дальше вдоль монгольской границы. После посёлка Чаа Суур мы повернули на север и поехали по дороге не отмеченной на Мапс ми.
Дорога вела на Доржу холь и совсем не была похоже на дорогу. Большую часть пути мы ехали вверх по долине реки прямо по её каменистому руслу. Вокруг была девственная горная тайга - редкий пейзаж для, преимущественно степной, Тывы. Тут то мы и ехали 30 км около 5 часов - по пути погнули пару бамперов и несколько раз треснулись днищем об камни.
Я, будучи вторым номером, часто выскакивал и двигал камни, или помогал своими комментариями Вадиму проезжать брод или опасный участок. Видно что со времён СССР за дорогой никто не следил.
На Доржу Холь была одинокая юрта, да парочка крошечных деревянных избушек. Заночевав на берегу озера в палатках, следующим утром мы отправились знакомиться с туземцами - хозяевами юрты. Нас встретил лай собак и милая, крошечная, пожилая женщина. Ребята из нашей команды поначалу не хотели беспокоить обитателей юрты, но я сказал, что им нужно дать шанс проявить гостеприимство - и не ошибся.
Женщина хорошо говорила по-русски и с радостью отвечала на наши вопросы, но первым же делам позвала в юрту, усадила на табуретки и кровати. Быстро приготовила настоящий тувинский чай (тот что с молоком, солью и маслом), чай разлила по крупным пиалам, а к чаю подала хлеб (заводской), домашние сметану и масло.
Живот мой после многолетних путешествий по 4 континентам 51 стране был готов к разного рода угощениям и я с наслаждением пил чай, закусывал сметаной и маслом. Вадим же, зная себя, чай лишь пригубил - до дома ему отсюда ехать больше 2000 км и если после чая останавливаться у каждого куста, то ехать ему придётся очень долго.
Гостеприимная тувинская бабушка с сентября по мая трудится в Кызыле диспетчером, а летом берёт длинный отпуск и едет в тайгу - хозяйство у их клана большое и все по сменно, по 2 недели, пасут скот в горах. Овец у них несколько тысяч, а сколько коров и лошадей я точно не могу сказать. Вместе с ней в юрте живёт и её супруг, но он по русски почти не говорил, да и видно, то в юрте царит матриархат и бабушка тут заведует всем хозяйством и возможно даже всем кланом. По хозяйству им помогают внуки и прочие родственники - они то и живут в деревянных избушках.
Бабушка была одета в красивый жилет с национальной вышивкой. После чаепития и фотографирования нас пригласили осмотреть юрту снаружи и показали самогонный аппарат, который генерировал местную молочную водку, которую называют "арака". Всей нашей команде налили по стопочке этой араки, чтобы "дорога была белая", то есть удачливая хорошая.