Найти тему
Внутри России

Село Липицы и его история (часть 2)

Роспись Благовещенского храма в селе Липицы
Роспись Благовещенского храма в селе Липицы

Село Липицы тесно связано с Русской Православной Церковью. В этом небольшом населенном пункте родились два архиепископа (родных брата) из славного священнического рода Троицких: архиепископ Илларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) и архиепископ Даниил (в миру Дмитрий Алексеевич Троицкий). Их отец, Алексей Петрович, умерший в декабре 1917 года, основал в родных Липицах общественное попечительское общество, благодаря которому в селе была открыта вторая школа – церковно-приходская, став позже женской. Просветительская деятельность отца Алексея высоко ценилась местными жителями, которые чтили еще его отца Петра, о котором я упоминал в первой части. Все три сына отца Алексея пострадали за веру в годы гонений.

Архиепископ Илларион был ближайшим сподвижником патриарха Тихона. В 1923 году его арестовали и отправили в Соловецкий лагерь, а затем в 1929 году в Среднюю Азию. В дороге он заразился сыпным тифом и через несколько дней умер. В 1999 году владыка Илларион был канонизирован как священномученик.

Архиепископ Илларион
Архиепископ Илларион

Он часто вспоминал свое детство, проведенное на берегу Оки. Вот отрывок из его сочинений: «С детства привык я (…) видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. Выйдешь у нас в Липицах на горку позади села, посмотришь на долину Оки, — вёрст на сорок видно вдаль. Только в ближайших деревнях своего и соседнего прихода разбираешь отдельные дома, а дальше заметны лишь здания Божиих храмов: красная тешиловская церковь, белая церковь в Лужках, в Пущине, в Тульчине, а на горизонте в тумане высятся каширские колокольни… Приедешь, бывало, домой на Пасху. Выйдешь к реке… И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа Воскресшего: и с нашего тульского берега, и с московского несётся звон, будто две церкви, две епархии сливаются в одном торжественном гимне. Ярко и ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут по канавам мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля будто проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несётся над рекой пасхальный звон, — будто волны новой жизни вливаются в душу, слёзы навёртываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный».

Архиепископ Даниил
Архиепископ Даниил

Архиепископ Даниил был первый раз арестован еще в 1921 году, отбывал ссылку в Пенджикенте, где участвовал в тайной хиротонии владыки Луки (Войно-Ясенецкого). В 1926 году был снова арестован и сослан уже на север, в Архангельскую губернию. Умер из-за подорванного здоровья в сане епископа Брянского и Севского в 1934 году, в 46 лет.

Младший сын отца Алексея, тоже Алексей принял служение в Липицах после отца уже после революции. Был арестован в 1930 году и осужден ОГПУ на 5 лет заключения в концлагерь в г. Усть-Цильма Северного Края. Кстати, его арестовали одновременно с тремя несчастными «кулаками», когда развалился первый колхоз (Медковым, Форсиным и Солостиным). Все они якобы мешали проведению коллективизации. На заседании рабочей бригады в селе говорилось: «Поп влияет на молодежь через организацию хорового кружка. Молодежь уклоняется от проведения кампании (…) По собранным сведениям оказывается, что поп поддерживает связь с братьями-епископами, один из них епископ Иларион сослан в Соловки. На днях попом была получена телеграмма о смерти Илариона. Население деревни Ванино (женщины) выли по нем, поп пользуется любовью». На следствии отмечалось: «По инициативе местной ячейки ВЛКСМ в селении Липицы предполагалось провести антирелигиозный вечер накануне старого Рождества, причем был подготовлен к постановке спектакль силами участников драмкружка. В результате, благодаря тому, что отдельные члены драмкружка, как-то Романова Таисия, 19-летняя крестьянка-среднячка и другие, одновременно состоят в хоровом кружке местной церкви, который организован по инициативе местного священника Троицкого, а оттуда явное влияние попа на молодежь, намечаемый антирелигиозный вечер почти что не состоялся, лишь потому, что те лица, которые входят в хоровой кружок, не явились на репетицию накануне постановки спектакля. Тогда как следует отметить, в церкви в это время, среди молящихся был большой хор молодежи…».

отец Алексей Троицкий
отец Алексей Троицкий

После лагеря о. Алексей не мог проживать с семьей, которая была на иждивении его двоюродного брата Петра Павловича Троицкого, дом был конфискован. Для возможности существования он устроился работать в Заокском районе в карьер рабочим, затем работал в школе, пока ему не помогли найти место священника. Так, он прожил еще 2 года в селе Бёхово, недалеко от своей родины. В 1937 году был снова арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.

В Липицах также прошли детские годы известного церковного иерарха митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), где его отец священник Георгий Данилов служил в храме. В 1804 году по пути в Киев он посещал Липицы, которые оставили в его душе самые теплые воспоминания.

Ныне существующая Благовещенская церковь была выстроена в поместье при первых владельцах Головкиных в крайне строгих формах Нарышкинского барокко с нехарактерным для этого стиля бедным декором в 1735 году. При Майлевских в трапезной был устроен теплый южный придел. В 1848 году имелась богадельня. Однако местные помещики не очень-то заботились о храме. Несмотря на значительные вложения местного купечества, к середине 19 века церковь находилась в критическом состоянии. В 1849 году с обветшавшей колокольни пришлось даже снять колокола, а в следующем году здание церкви признали аварийным и службы в нем запретили.

Положение улучшилось только в 1853 году, когда к Благовещенскому храму был приписан Никольский храм села Лукьяново, построенный на средства соседских помещиков Степановых. Они пожертвовали Липицкому храму 3000 рублей на ремонт и поддержание причта. В 1854 году перестроенный храм стал снова действующим. В 1880-81 годах на средства церковного старосты Николая Игумнова и купца 2-ой гильдии Федота Медкова (уж не отца ли или деда раскулаченного в 30-х Медкова?) был устроен Никольский придел, тульским иконописцем П.К. Григорьевым обновлены стенные росписи и иконостас, проведено новое отопление. Одним словом, несмотря на то, что храм принадлежал имению, о его устройстве больше заботились простые селяне и соседские помещики. Липицких бар, видимо, больше интересовали лошади…

Богослужения продолжались здесь до ареста отца Алексея Троицкого в 1930 году. Возможно до 1934 года, когда Серпуховский горсовет постановил снять с колокольни Благовещенского храма колокол весом 6400 кг. Позже здесь в разное время размещались склад, клуб, спортивная школа, баня, бассейн. К 1998 году, когда храм был возвращен верующим, в невзрачном здании мало что напоминало церковь: колокольня и верхняя часть храма с куполами были снесены и перестроены, внутреннее убранство, естественно, не сохранилось.

Храм до реставрации.
Храм до реставрации.

С конца 90-х начались восстановительные работы. Реставрацией это назвать сложно – слишком много было утрачено. Однако и здесь нашлось место маленькому чуду - за деревянными потолками встроенных этажей спортшколы обнаружились сильно запылённые, но почти полностью сохранившиеся росписи главного свода: Новозаветная Троица, Покров, Архангелы Михаил и Гавриил — почти сто квадратных метров росписи вековой давности.

Но, в целом, восстановленный пущинским архитектором Виктором Варламовым храм, был перестроен до неузнаваемости. Винить в этом современных храмоздателей нет никакого смысла, т.к. в советское время церковь понесла невосполнимые потери, а каких-либо фотографий и чертежей старого Головинского храма не сохранилось. В итоге получился фактически новый красивый храм в неорусском стиле. Плохо это или хорошо, судить не мне, но радует хотя бы то, что храм действует по своему прямому назначению и восхищает местных жителей своим величественным видом. Благовещенская церковь не утеряла своей архитектурной ценности - в 2002 году храм был признан объектом культурного наследия регионального значения.

Храм в наше время.
Храм в наше время.

Использованная литература и фото:

- http://vocpitateli.ucoz.ru/istorija_sela_lipicy_v_licakh_i_dostoprimechatelno.pdf

- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D1%86%D1%8B_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)

- https://sobory.ru/article/?object=01600

- Ф.В. Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)», М., 1988

- tsobor.ru/?p=1480 Пилипенко А.Д., старший научный сотрудник СИХМ

- П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 413

- http//arch-heritage.livejournal.com/html/Храмы России: возрождение или?

- А. Б. Чижков. Подмосковные усадьбы. Науч. Ред. к.и.н. М. А. Полякова. Рез. Кан.архит. Е. Н. Чернявская. — М. 2006. Изд. 3-е.доп. Липицы. стр. 185. ISBN 5-8125-0763-5.

- http://podmoskovnye.ru/usadba/podmoskovnaya/81/195-lipicy

- Дата и место рождения священномученика Иллариона Верейского — Sazonow.Ru — Библиотека Дмитрия Сазонова. http://sazonow.ru/stati/717-data-i-mesto-rozhdeniya-svyashchennomuchenika-ilariona-verejskogo

- https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/701/

- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы села Липицы // Московский Патриархат. Московская епархия. Троицкий собор города Серпухова / Местная религиозная организация православный приход Троицкого собора города Серпухова Московской области. URL: http://tsobor.ru/?p=1480

- О предках священномученика Иллариона (Троицкого) // Православие.Ru / Сретенский монастырь. М., 2016. URL: http://www.pravoslavie.ru/93189.html

- фото Александр Чеботарь. Благовещенская церковь в Липицах. 2018 год. Фото с сайта "Храмы России". https://drevo-info.ru/pictures/19891.html

- фото Архиповы Владимир и Маргарита, Александр Печка, А. Агафонов и др.

- фото https://azbyka.ru/palomnik/index.php?curid=49592

- фото https://azbyka.ru/palomnik/index.php?curid=49594

#история

#русскаядеревня

#православие