Разберем схему, по которой создают структуру именитые авторы кино. Она подойдет как начинающим, так и продолжающим мастерам слова.
Чёткая работающая структура, разработанная в начале, поможет написать сценарий, который потребует меньше переписывания в дальнейшем.
Хорошая структура сценария — это ваш пошаговый план действий и план действий ваших героев. Если у вас мало опыта, берите за основу классическую трёхактную структуру. .
Персонажи — это ключ к раскрытию вашей идеи.
Но прежде, чем начать создавать канву истории, не забудьте придумать персонажей. Определив основные черты вашего персонажа, вы должны всегда помнить про них, когда пишете сцены.
Например, вы охарактеризовали персонажа как смелого и безрассудного человека. Значит, если у вас сцена содержит какую-то опасность — нападение хулиганов, злой собаки, наводнение — ваш герой должен без раздумий кидаться на помощь жертвам. Если в какой-то сцене ваш герой реагирует как-то иначе на возникшую опасность, то зритель не будет считать его смелым, даже если вы будете пытаться говорить об обратном. Можно долго спорить, что вот в следующих сценах или в следующем сезоне будет как-то иначе. Зритель увидел все своими глазами, и обратного доказать вы уже не сможете.
Персонажи есть? Тогда в отдельном документе начинаем создавать структуру истории.
Акт первый
Первый акт — это начало вашего фильма или серии сериала. Блейк Снайдер, сценарист и автор книг о сценарном мастерстве, рекомендует располагать его на первых 25-ти страницах текста. В конце первого акта должен произойти первый поворотный пункт, который разделит жизнь героя на “до” и “после”.
Подробно распишите, что вы хотите показать про главного героя в первом акте. Может быть, его семейное положение, привычную работу и всю ту рутину, в которой он живёт. Возможно, уже в первом акте у главного героя появятся признаки определённых проблем, но пока он не намеревается окунуться в их решение с головой.
Например, в боевике режиссёра Ильи Найшуллера “Никто” главный герой в первой акте показан как самый пресный семьянин на планете. Даже картинка и объекты в кадре выглядят нарочито серыми. Несмотря на то, что в первом акте с семьёй героя происходит горе (к ним в дом вламываются вооружённые грабители), это не меняет жизни персонажа Боба Оденкёрка и его семьи. Данное событие лишь показывает, что с ним что-то не так, раз он не ударил битой преступницу, которая целилась огнестрельным оружием в его родного сына.
Всё резко изменилось, когда Хатч понял, что грабители случайно взяли помимо денег любимый браслет его маленькой дочери. Дочь изначально в первом акте заявлялась как единственная отдушина в жизни героя. Так что созерцание расстроенной дочери, не чувствующей себя в безопасности, подтолкнуло Хатча к решительным действиям. Он вооружился и решил пойти войной на обидчиков. Это и есть переход ко второму акту.
Акт второй
Во втором акте происходит основное развитие сюжета. Ещё на этапе разработки идеи сценаристу нужно понимать, за чем будет наблюдать зритель. То есть в первом акте вы ставите перед героем проблему или цель, а во втором — он решает эту проблему или достигает этой цели. На пути героя во втором акте всегда должны быть препятствия. Антагонист героя должен обретать вес, внешние факторы — вставлять палки в колёса, а сам герой — регулярно усугублять положение своими же действиями.
В фильме “Никто” во втором акте герой живёт совсем иной жизнью, нежели в первом. Поиск браслета он реализует как специальную операцию, и зритель постепенно понимает, что Хатч вряд ли так прост, как казался в начале.
В течение второго акта Хатч не только ищет браслет, но и спасает девушку в автобусе от хулиганов. Один из хулиганов в результате впадает в кому и по несчастливой случайности оказывается братом русского мафиози. В итоге один простенький девчачий браслетик с котиками втягивает бывшего агента ЦРУ в заварушку межнационального масштаба.
Акт третий
Принципиально, чтобы переход к третьему акту был точкой, в которой герой находится в самом безвыходном положении. А в процессе кульминации, которая должна начинаться после перехода, персонаж разрешает проблемы окончательно.
В кульминации герой должен справляться с проблемами такими способами, на которые до этого ещё не решался.
В третий акт “Никто” Хатч входит в процессе погони с целой армии русского мафиози Юлиана. Мы понимаем, что он остался один против бесчисленного количества боевиков. Если в течение всего фильма Хатч обычно дрался, использовал огнестрельное или холодное оружие, а также подручные средства, то в конце он организовал целую засаду со взрывчаткой и расставил ловушки по огромному зданию. Более того, к нему присоединился его брат и отец, оба виртуозно владеющие боевым снаряжением.
После окончательной победы над Юлианом последовала развязка. Развязка — важнейшая часть третьего акта, когда завершаются все сюжетные линии, герои находят покой и умиротворение. Также в развязке герой обязательно демонстрирует, как изменился он и мир вокруг него.
Хатч в начале был депрессивным и инертным мужем и отцом, не имевшим любви и уважения в собственной семье. Более того, он зарабатывал не очень много денег, из-за чего семья во всем себя ограничивала. В конце Хатч с женой покупают новый большой и светлый дом, у героя теперь своё предприятие, а в жене вновь просыпаются чувства к супругу.
Когда структура готова, можно переходить к написанию поэпизодника. О нем в следующей статье.