Начинающий сценарист порой слишком мало внимания уделяет вопросу жанра и, как следствие, совершает множество ошибок.
Дело в том, что из заявленного жанра будет понятно, какую эмоцию в итоге получит зритель. И именно за ней он придет. Один раз не оправдаете зрительских ожиданий - можете потерять шанс быть услышанным.
Жанр — направление, а не строгие рамки.
Часто авторы считают, что смешение жанров невозможно: раз комедия должна быть смешной, значит никаких драматических конфликтов и грустных эмоций там быть не должно. Но это заблуждение. Поэтому, прежде чем писать в выбранном жанре, надо подробно разобрать, как он работает.
Также стоит изучить, что вообще показывают в данный момент в кинотеатрах, на телевидении или платформах. Жанр — это изменяемая и, самое главное, сменяемая форма подачи истории. Драмы и комедии не сходят с экранов много лет. При этом мюзиклов и вестернов мир не видел уже давно. Современные боевики совсем не похожи на те, что производили и показывали в 90-х. Так что вариант, когда вы увидели фильм прошлого века и захотели сделать что-то похожее, скорее всего не сработает.
Что смотрят люди
Сейчас актуальны следующие жанры, как на большом, так и на малом экране:
- драма;
- комедия;
- фэнтэзи разных подвидов;
- супергероика;
- триллеры;
- хорроры;
- детективы.
А что смотрю я?
Следующим этапом работы над сценарием станет изучение жанров, которые вам близки. Например, в вашей голове есть очертания комедийного сериала, и вы убеждены, что сможете написать в сто раз смешнее. Для этого посмотрите, какие подобные комедии уже выходили, и отдельно изучите комедийные приёмы. Существует вероятность после исследования получить важные осознания, например, что комедия просто пока не ваш жанр. Или, наоборот, вы влюбитесь в него ещё сильнее. Исследование теории жанра может занять не больше двух часов, изучение фильмов и сериалов, конечно, потребует больше времени, но при этом сэкономит вам несколько недель в дальнейшем написании вашего сценария.
Аналогично с сай-фай направлениями. Это огромный жанр, имеющий несколько подвидов. Если сценарист выбрал писать в жанре сай-фай, то должен строго действовать его законам. Например, лента “Засланец из космоса” является драматическим сай-фай сериалом, при этом авторы умело высмеивают некоторые аспекты человеческой жизни. Данная картина содержит один большой сай-фай элемент. Главный герой — инопланетянин, оказавшийся на Земле из-за крушения его корабля. Раз авторы выбрали сай-фай, а не фэнтэзи, то инопланетянин должен являться единственной придуманной несуществующей в реальной жизни условностью, а всё остальное должно соответствовать законам нашей реальности. То есть персонажи-люди не могут резко научиться летать, становится невидимыми и отращивать по несколько рук. Такая прерогатива только у инопланетянина.
Современные фильмы и сериалы обычно имеют в себе элементы сразу нескольких жанров. Но у каждого из них есть один основной. Поэтому не бойтесь создавать миксы, но не забывайте о специфических правилах каждого используемого жанра.
Как написать сценарий: название