Многие авторы уже на этапе создания идеи сильно заблуждаются.
Кажется, что в поиске идей нет ничего сложного. Особенно если вы – человек творческий: миллионы задумок для историй постоянно роятся в вашей голове, остается только брать и писать. Но не все так просто, потому что идея в сценаристике - это совершенно особенное понятие.
Прежде, чем мы расскажем о составляющих идеи, предлагаем разобраться, откуда лучше черпать мысли для своих историй.
В целом поиск идей можно разделить на два направления: создание своей идеи с нуля и анализ уже придуманных кем-то тем.
Оригинальная идея
Современный кинематограф и телевидение открыты к самым смелым и необычным идеям. Прежние схемы и шаблоны больше не работают. Зрители смотрят такие проекты, о которых еще лет десять назад никто даже не заикался. Отсюда совет: не стесняйтесь искать своё видение.
Для этого:
1) используйте известный приём “Что, если…?”. Он стимулирует воображение и позволяет соединить несоединяемое. Например: что если ваша кошка на самом деле может говорить и мыслить? На эту тему снято множество фильмов, где домашним животным приписывались человеческие качества. Что если человек попытается выжить на Марсе в одиночку? Данное предположение легло в основу известной книги и голливудского фильма “Марсианин”.
2) ищите интересные новостные истории. Принято недооценивать ток-шоу и новости, так как кажется, что ничего по-настоящему интересного и острого там не происходит. Но на самом деле именно там можно найти жизненные истории и эмоции, понятные каждому человеку. Пусть даже срежессированные и плохо поставленные. Ведь не каждый сериал или фильм должен повествовать о супергероях и гениальных программистах, которых мы не встречаем в обычной жизни.
Произведения чужого интеллектуального труда
Идею для своего проекта можно найти в уже опубликованных произведениях или снятых фильмах.
Использование персонажей любой снятой киноленты или написанной книги по правилам должно осуществляться с предварительного согласия правообладателя и оплатой в рамках договора. Это относится даже к журналистским расследованиям и историям из жизни реальных людей.
Также сценарист при создании своего проекта может основать идею на произведениях общественного достояния. В нашей стране персонажей из таких источников можно использовать бесплатно по закону, если со смерти автора прошло 70 лет. Но в других странах могут быть иные сроки. Существуют и другие правила определения статуса общественного достояния, которые следует внимательно изучить, дабы избежать казусов при написании первых проектов.
Идея в сценаристике - не всегда то, что вы думаете
У термина “идея сценария” есть два значения.
Во-первых, это короткий документ, который часто просят продакшены и киностудии.
Во-вторых, идеей называют и само содержание этого документа – краткий ликбез по всем важным аспектам будущего фильма.
Иной раз мы слышим от кого-нибудь: “У меня есть хорошая идея для фильма. Про битву под селом Гущино во Вторую мировую. О ней почти никто не знает” или “Я хочу написать сценарий про триатлонистов”. Обычно это говорят люди, слабо разбирающиеся в сценарном мастерстве. Сразу видно, что человек не знает, что такое идея фильма или сериала.
Приведенные в качестве примера фразы рассказывают лишь о темах, которые хочет затронуть будущий автор. Тема – понятие широкое. И внутри него можно придумать десятки, если не сотни разных идей для сценариев.
Сколько фильмов уже вышло и еще выйдет о Второй мировой? И не думайте, что место действия и время конкретной битвы что-либо сильно меняет. Блокада Ленинграда или Курская дуга – такие же нескончаемые источники сюжетов, как и Великая Отечественная в целом.
Идея вашего фильма должна умещаться в одну страницу. При этом она должна включать все самые важные аспекты будущего сценария.
Минимальный набор требований к идее:
- жанр;
- скелет истории;
- персонажи;
- место и время действия;
- интрига и/или конфликт;
- аудитория будущего фильма.
Чтобы тема превратилась в идею, ее надо максимально конкретизировать.
Но при этом у нас с вами всего одна страница.
Главное, о чем нужно помнить, чтобы вместить идею в предоставленный объем, – писать нужно только самое важное, без чего идею нельзя понять. А писать конкретно – это не то же самое, что писать подробно.
Возьмите вашу тему и подумайте, о чем именно будет ваша история. Для этого нужно ответить на четыре основных вопроса:
- Кто главный герой? – Персонаж.
- Чего он хочет? – Цель.
- Что ему мешает? – Конфликт.
- К чему в итоге придет? – Направление сюжета, финал.
Ответив на эти вопросы вы, по сути, сформулируете каркас идеи.
Вы можете спросить: “А как же интрига? После ответов на вопросы моя история будет как на ладони!”
На этом этапе нужно вспомнить, что идею вы пишете не для зрителей, а для продюсеров. Это смотрящему лучше приходить в кино, не зная ни одного спойлера. Перед продюсером все сюжетные повороты нужно выложить с самого начала. У него нет задачи получить максимум эмоций и переживаний от чтения вашего сценария. Он в первую очередь хочет понять, стоит ли в вашу идею вкладывать время и деньги.
В следующем материале мы расскажем, как определиться с жанром будущей истории. Надеемся, что к тому времени у вас уже будет правильно сформулирована идея и мы сможем продвинуться еще на шаг вперед в ее воплощении в жизнь.