Белоснежные храмы Арского хорошо видные с дороги – оживленной трассы Р178, ведущей в Карсун, Сурское, далее в Мордовию, на Саранск – манят путешественника торжественностью и легкостью, обещанием приюта и покоя. Команда «Симбирской кругосветки не могла не откликнуться на этот зов.
Арские погреба
История села Арское началась в 1649 году и в это время было совсем не до праздников и покоя. Год спустя после основания крепости Синбирск в эту местность из города Арска (территория современного Татарстана) были переведены казаки для продолжения строительства и охраны засечной черты. Ее остатки мы, кстати, можем наблюдать и сейчас, выезжая из Ульяновска через Баратаевку. Это небольшой вал, тянущийся вдоль дороги. Как рассказал нам археолог, доцент Ульяновского государственного педагогического университета Юрий Семыкин, сопровождавший нашу экспедицию в Арское, засечная черта тянулась аж до Соборной площади. В черте города ее окончательно срыли всего чуть больше пятидесяти лет назад, когда Ульяновск перестраивался к столетию своего самого знаменитого уроженца – Владимира Ульянова-Ленина.
Засечная черта во времена ее строительства представляла собой сложное оборонительное сооружение. Оно состояло из земляного вала, засеченных (поваленных) деревьев с заостренными стволами, повернутыми в сторону наступления противника, крепостей и острогов (небольших населенных пунктов, обнесенных забором из заостренных сверху бревен). Представляете, каких масштабов было это укрепление, что его остатки видны через без малого 400 лет!
Вот и Арское было одним из таких острогов на Симбирско-Карсунской засечной черте. Но не рядовым. Здесь хранились пороховые запасы для всего войска, стоявшего на засечной черте. Для этого на южной окраине острога были выстроены погреба – подземные хранилища с арочными, очень прочными сводами, способными выдержать взрыв в одном из погребов и не допустить огонь ни в острог, ни в соседние погреба. Один из таких сводов при въезде в Арское очень хорошо заметен слева от дороги. Вероятно, цепочка погребов тянулась дальше, в сторону соседней деревни, которая так и стала называться – Погребы. Возможно, когда Симбирско-Карсунская черта утратила стратегическое значение, пороховые погреба стали использоваться местными жителями для хранения продуктов.
Сейчас пороховой погреб засыпан мусором и зарос травой
А чуть дальше, в сторону Арских холмов, находился православный погост, который весной этого года вскрыл оползень. Можно предположить, что погост относился ко временам Арского острога, потому что современные жители Арского о нем не помнят, если только на уровне слухов и легенд, услышанных от бабушек и дедушек. Как бы то ни было, забытые кладбища в России нередкое явление. Разрастались села и города, здания строились на полях сражений, на местах захоронений. И далеко ходить не надо: в самом Ульяновске часть улицы Крымова тоже проходит по бывшим кладбищенским землям.
Арские храмы
Обосновавшись в Арском, казаки сразу же возвели деревянный храм Богоявления. Следовательно, сейчас он – старейший в Ульяновской области. В 1770 году церковь перестроили в камне. В XX веке – разрушили, священнослужителей расстреляли. Храм медленно и верно разрушался, пока в Арское не был назначен настоятелем отец Алексей Кормишин, в миру архитектор.
В церкви Богоявления
Экспедиция «Симбирской кругосветки» долго беседовала с отцом Алексеем, вспоминавшего нелегкие годы восстановления Богоявленской церкви, строительства храма Блаженной Ксении Петербургской и хозяйственных зданий. Да, легкость и красота Арских храмов – это только внешнее впечатление. Стоят они благодаря невероятной силе характера отца Алексея, многодневному тяжелому труду, упорству, вере и стремлению к «сверхцели». Придя на пустырь с останками храма, не имея ни финансирования, ни поддержки, но с ответственность за восстановление Богоявленской церкви, Алексей Кормишин поставил себе сверхцель: создать храмовый комплекс. «А при движении к сверхцели, - улыбнулся отец Алексей, промежуточные цели достигаются сами собой».
Очень ценная реликвия Богоявленской церкви - башмачок Святого Святителя Спиридона Тримифунтского
Но это сейчас те времена можно вспоминать с улыбкой, а в начале двухтысячных на всю Россию гремела слава о православном реабилитационном центре в Арском. Сюда стекались мальчишки-беспризорники, прослышав, что здесь можно получить тарелку супа и кусок хлеба, приходили участники чеченских войн, попавших, запутавшихся в сложных жизненных обстоятельствах. Вот они-то, вручную, подучившись у отца Алексея и вместе с ним, и возводили Арские храмы. Естественно, не были те времена спокойными и радостными. Каких только скандалов, да с драками, не случалось. Но как только над воротами комплекса поднялись штандарты с ликами Богородицы и Спаса Нерукотворного, склоки прекратились. Были и другие чудеса в Арских храмах: во время реконструкции вдруг сам собой стал выпрямляться согнутый крест на главном куполе Богоявленской церкви. Внутри храма стали проявляться старые фрески. Икона Священномученика Харалампия несет избавление от недугов.
Старые фрески (после реставрации) в церкви Богоявления
Сейчас православный комплекс в Арском – украшение и гордость Ульяновской области. Под алтарем храма Ксении Блаженной находится единственный в области баптистерий для крещения людей с полным погружением, устроенный с соблюдением всех древних православных канонов. Сама церковь Ксении Блаженной выполнена в старо-русском, новгородском стиле храмового строительства и напоминает знаменитую Покрова-на-Нерли. Автором проекта был сам отец Алексей. Арские фестивали детского творчества – литературного и декоративно-пригладного – привлекают десятки тысяч участников со всех уголков нашей страны. Работы оценивает профессиональное жюри, но грамоты получают все без исключения участники.
Экспонаты Пасхального фестиваля в Арском
Из-под храма Ксении Петербургской вытекают семь родников, которые сливаются в один – Ксении Блаженной. Отец Алексей строг к гостям: окунуться в купель у родника может только тот, кто отстоял службу. А если проехать деревню Погребы насквозь, то в любое время можно окунуться в Никольском роднике. Кстати, на вкус вода в родниках разная, хоть и находятся они всего в паре километров друг от друга.
Родник Ксении Блаженной
Арские драйвы
Что никак не вяжется со святым местом, но так уж исторически сложилось: по Арским холмам проходит гоночная трасса автокросса на призы Ульяновского автомобильного завода. В далеком 1972 году с УАЗовского конвейера сошла новая модель УАЗ-469. Чтобы привлечь к ней внимание и показать ее возможности, на ульяновском автозаводе и родилась идея автогонок. Выбирали несколько трасс, но остановились на Арском, потому что здесь были и броды через реку Сельдь, и трясина, и крутые подьемы-спуски. Маршрут был длиной почти 9 км, гонки растягивались на целый день, зрители приезжали как на праздник – с семьями, шашлыками. Сейчас, согласно современным стандартам, трассу упростили и сократили до 1800 м, однако гонки в Арском неизменно остаются одним из самых зрелищных мероприятий в Ульяновской области, а команда УАЗа – всегда в числе лучших на всех соревнованиях.
На гонках в Арском в 2000 году. Шестой этап чемпионата России по автокроссу
Планируется, что в этом году гонки пройдут в ноябре, когда грунтовая дорога перестанет нещадно пылить и скрывать азарт борьбы от зрителей.
На трассе команда УАЗ-Спорт
Под крылом самолета
А возвращалась экспедиция «Симбирской кругосветки» из Арского через музей гражданской авиации, расположенный недалеко от аэропорта имени Н.М. Карамзина. Ну что сказать? Впечатляет! На огромном поле расставлены настоящие машины разных моделей, когда-то совершавшие межконтинентальные перелеты, арктические полеты, работавшие в сельском хозяйстве, на грузовых перевозках. Всего экспонируется около 50 единиц авиационной техники, которая попала в музей после завершения летного ресурса. 11 экземпляров являются памятниками науки и техники. А оранжевый (для арктической версии) гигант АНТ-4 вообще является единственным образцом в мире. Некоторые экспонаты открыты, можно прогуляться по салону, посидеть в кабине, почувствовать себя пилотом, опуская и поднимая закрылки.
АНТ-4. Первый в мире (и последний экземпляр) тяжелый цельнометаллический бомбардировщик - моноплан
Ту-144. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет
Музей открыт для посещения всеми желающими с 10 до 17 часов (в выходные дни до 16 часов). Чтобы прогуляться по авиационному парку с экскурсоводом, нужно позвонить в музей заранее. Стоимость билетов – от 100 рублей.
Ан-2. Эта крошка летала из Ульяновска в районные центры
Фото автора и Владимира Ламзина