Думаете, автопроизводители относятся друг к другу так же, как и их преданные фанаты? Боимся разочаровать, но, например, работники BMW M и Mercedes-AMG после работы не идут «стенка на стенку» и не стирают клавиатуры в пыль, пытаясь доказать в комментариях в соцсетях, кто лучше. Да, иногда случаются колкости в адрес конкурентов (например, создатели Hummer EV потроллили Tesla Cybertruck), но в остальном автопроизводители стараются придерживаться принципов добросовестной конкуренции. И иногда даже отмечают заслуги своих коллег. Мы вспомнили пять самых ярких примеров!
Выставляют машины конкурентов в своих музеях
Если вы когда-нибудь бывали в фирменных автомобильных музеях (например, BMW, Mercedes-Benz или Porsche), то наверняка замечали, что в таких экспозициях зачастую присутствуют машины других брендов. На то могут быть разные причины. Так, Audi RS2 Avant и Mercedes-Benz 500E занимают место в музее Porsche, поскольку к обоим спорткарам приложило руку подразделение Porsche Engineering. А Tatra T‑87 периодически показывают в музее Volkswagen на правах одного из первых образцов продуманной автомобильной аэродинамики. Однако это ещё и лишний повод для Volkswagen извиниться перед Tatra за инцидент с заимствованием интеллектуальной собственности в начале прошлого века.
Но иногда особая причина для широкого жеста необязательна! Взять хотя бы музей Toyota, в котором можно встретить не только Супры, Селики или Lexus LFA, но и оригинальный Honda Civic, Mercedes-Benz 190E (W201), Nissan Skyline GT‑R (R32) и Honda NSX первого поколения. Последний автомобиль включили в экспозицию совсем недавно и без какого-либо яркого повода. Просто из уважения.
Отмечают выдающихся людей
Великие автомобильные компании не стали бы такими, если бы за ними не стояли гении инженерии, маркетинга и других сопутствующих специальностей. Вклад некоторых из них оказывается настолько великим, что конкуренты не могут сдержать себя и в открытую признают их заслуги.
Несколько лет назад компания BMW выпустила видеооткрытку, в которой поздравила Дитера Цетше, бывшего председателя концерна Daimler AG, с выходом на пенсию. Конечно, BMW не смогли не подколоть принципиальных конкурентов (в конце ролика человек, похожий на Цетше, уезжает кататься на родстере BMW i8), но поблагодарили Цетше за годы прекрасной и честной борьбы за долю рынка.
Другой широкий жест — подарок компании Suzuki Петру Прусову, автору отечественной «Нивы». Японцы в 1986 году презентовали инженеру ВАЗа эксклюзивный каталог своего внедорожника Vitara, титульная надпись на котором гласила: «Крёстному отцу этого автомобиля».
Создают спецверсии, вдохновлённые другими брендами
В 2012 году компания MINI выпустила спецсерию трёхдверного Cooper, названную «Inspired by Goodwood». Хэтчбек стоил в два с лишним раза дороже, чем обычный MINI Cooper S, и отличался многослойным лакокрасочным покрытием, особыми колёсными дисками, а также роскошным салоном, в котором использовались натуральная древесина, наилучшая кожа и коврики с высоким ворсом из натуральной овчины.
Нетрудно догадаться, какой именно гудвудской компанией была «вдохновлена» спецсерия, насчитывающая 1000 экземпляров. Ведь именно в Гудвуде находится штаб-квартира компании Rolls-Royce! И хотя MINI и Rolls-Royce не являются прямыми конкурентами и даже входят в один концерн, они не образуют совместных предприятий, не имеют общих платформ и непосредственных точек соприкосновения. Если не считать прописку, конечно же.
Говорят слова поддержки в трудные моменты
Автопроизводители часто взаимодействуют между собой в средствах массовой информации и социальных сетях. Ведь это почти бесплатный пиар, да ещё и очень эффективный: удачная реакция в Твиттере или Инстаграме на то или иное событие в жизни конкурента может стать дополнительной рекламой для собственной продукции!
И даже в токсичном мире социальных сетей находится место для доброты и сопереживания. Так, австралийский офис компании Ford в 2020 году с сожалением отреагировал на новость о ликвидации концерном General Motors бренда Holden. И эти слова точно были искренними. Ведь именно конкуренция вынуждала (и вынуждает) бренды развиваться, поэтому уход основного соперника далеко не всегда становится радостным событием.
— Bord AustraliaNovember 20, 20211/1 - All of us here at Ford Australia are saddened to hear the news that Holden will cease operations. Holden is an iconic brand that holds a special place in the heart of many Australians, and has done so much to shape the Australian automotive industry and the country... pic.twitter.com/fhV6oRzlqd
Поздравляют с праздниками
Сложнейший 2020 год сплотил автопроизводителей как никогда прежде. Поэтому в преддверии новогодних праздников под занавес 2020-го многие компании решили поддержать друг друга: кто-то — по собственной инициативе, кто-то — с помощью внешних обстоятельств.
Так, Mercedes-Benz и BMW в рамках инициативы Wir halten zamm («Мы держимся вместе») перед католическим Рождеством 2020 года выставили в витринах своих головных офисов машины друг друга: в случае с Mercedes-Benz это был электрический кроссовер BMW iX3, а у BMW — такой же электрический EQC.
Кроме того, в том же 2020 году сайт The Drive провёл эксперимент и попросил извечных конкурентов сказать что-нибудь хорошее друг о друге — опять же, чтобы поддержать моральный дух после тяжёлого года, а заодно и поздравить с праздниками. И, к удивлению многих, почти все компании присоединились к этой милой инициативе: концерн Nissan написал стихотворение для (уже бывшего) автогиганта Fiat-Chrysler, обменялись любезностями Mazda и Subaru, а Porsche и McLaren без колебаний признали заслуги друг друга.
Не обошлось без подшучиваний (Volkswagen припомнил Hyundai «пахучий» Palisade) и откровенного игнорирования (в паре Lamborghini и Ferrari), но, в целом, можете быть уверены: отношения между автопроизводителями куда более дружественные, чем может показаться на первый взгляд.