Найти тему
MOSKVICHEV - О МЫШЛЕНИИ 5D

Как акт дефекации способствовал онтологизации мышления

Столь "вызывающе" название материала связано с историей открытия выдающимся российским физиологом Алексеем Ухтомским (1875-1942гг.) теории доминанты, которая значительно фундирует те метафизические основы теории установки, о которых речь шла в прошлом материале. Но - всё по порядку.

Изначальной сверхидеей Алексея Ухтомского, как верующего человека, был поиск убедительного физиологическое доказательства веры как особого состояния сознания. Помог, как все всегда, случай.

К своему большому удивлению, Ухтомский в опытах на собаках заметил следующую закономерность - акт дефекации приводил к торможения совершенно всех физиологических функций... Другой бы вряд ли отметил этот во многом "бытовой" (буквально грязный) факт.

Но в ходе осмысления именного этого факта и многолетних опытов и экспериментов как раз и была создана знаменитая теория доминанты.

Дело в том, что доминанта (так было названо превалирующее состояние сознания живого организма) была очень тонко и умело осмыслена А.Ухтомским на разных уровнях – психическом, волевом, вербальном, образном, ментальном, онтологическом (Бытийно).

В своём финальном аккорде доминанта подавалась А.Ухтомским как механизм создания особого и критически важного функционального ОРГАНА человека.

Ведь А.Ухтомскому как глубоко думающему естествоиспытателю и искренно верующему человеку важнее всего было дойти до умов и достучаться до сердец с вестью о том, что доминирование истинно человеческого стержня в человеке решает не только его проблемы, но и проблемы мира – поэтому он так всесторонне доказывал безусловный приоритет главной онтологический доминанты в единстве систем всех уровней функционирования Homo sapiens.

К большому сожалению, данный метафизический (онтологический) подтекст теории установки ныне, увы, совершенно не берется во внимание современными Humanities (гуманитарными науками).

Если бы идеи хотя бы А. Узнадзе и А. Ухтомского верно понимались бы современными учёными, то мы имели бы совершенно иной, намного более высокий уровень психологии, социологии, истории и экономики...