Нужно ли учить девочку готовить, а мальчика забивать гвозди? Важно ли детям освоить «традиционные» полезные навыки? Этот вопрос неизменно вызывает жаркие споры и родителей, и детей — особенно сегодня, когда роли мужчины и женщины в семье размыты, работают и мамы, и папы, и о доме заботятся тоже все вместе.
У восьмилетней Ирочки нет кукол. Не потому, что не покупают родители, просто она их не любит. Все куклы, подаренные бабушками-дедушками или гостями, сразу переходят младшей сестре, та их обожает. Ира не помогает маме накрывать на стол и размешивать тесто для блинов. Ее страсть — техника. Вот, к примеру, подкачать шину на велосипеде, завернуть разболтавшийся болт на дверце шкафа. Ну в крайнем случае — разобрать посуду в посудомойке. Мама вздыхает: «Ирочка, ты же девочка. Надо учиться готовить, шить. А тебя от конструктора не оторвать». Зато отец доволен: «Молодец, дочь. Зато все будешь уметь делать сама и ни от кого не будешь зависеть».
Подготовка к жизни в «девичьем» или «мальчиковом» мире начинается с самого нежного возраста — с цвета детских одеялок. Проходит пара лет, и в «розовом» мире девочек уютно обосновываются куклы, одежки, коляски, посудка. К шести-восьми годам девочек начинают звать «хозяюшками» и учат накрывать на стол. Конечно, ведь они будущие женщины, мамы. Им надо учиться вести дом, готовить, шить. В «синем» мальчиковом мире бибикают машины, стучат молотки, мигают разноцветными огоньками роботы — считается, что все это нужно для будущей, мужской, жизни. Таков стереотипный взгляд на воспитание детей в России. В Европе и Америке разделение на «розовое» и «синее» — в прошлом и считается глубоко устаревшим. Равноправие полов подразумевает одинаковые увлечения и навыки. А восклик «Ты же девочка!» («Ты же мальчик!») может быть приравнен к сексизму.
Что делать со стереотипами?
На традиционные гендерные стереотипы долгое время ориентировались и программы предмета «Технология» в начальных классах — девочек учили шить фартуки, мальчишек держать молоток. Еще недавно родители возмущенно жаловались — зачем этому учить детей в современном, высокотехнологичном мире? А сегодня другие проблемы. Современные веяния и модный отказ от гендерных стереотипов привел к унификации программы с равнением на лучшие мировые образцы — во многих начальных школах ребят, и мальчиков, и девочек, учат всему. И шить, и работать с простыми инструментами, и делать лекала, и гвозди забивать. И родители снова недовольны и спорят!
В одной московской школе довелось попасть на родительское собрание. Вот о чем спорили мамы и папы второклассников:
Елена, 28 лет, бухгалтер, мама 8-летнего Глеба:
«Мальчишек учат на уроках „Технологии“ плести макраме. Зачем? Пусть он умеет делать какие-то традиционные мужские дела. Я ращу сына одна, мне мужская помощь по дому нужна. Гвоздь забить или шуруп завернуть, батарею покрасить. А пуговицу к рубашке я ему всегда пришью».
Виктор, 31 год, инженер, папа 7-летней Маруси:
«Мне нравится, что девчонок на занятиях не ограничивают домашним хозяйством. Все-таки мир меняется, и умение заменить батарейку или настроить пульт для кондиционера или телевизора сегодня важнее, чем способность пожарить картошку. Кстати, жарить картошку надо уметь и мальчикам, и девочкам. Просто, чтобы ни от кого не зависеть и уметь обслуживать себя самому».
Александр, 34 года, водитель, папа 8-летней Ани:
«Моя дочь уже умеет мыть посуду, пылесосить, играет с младшим братом, помогает его одевать и раздевать после прогулки. В общем, помогает маме, как может. Я читаю, это важно, что Аня уже знает свою зону ответственности. Детей надо готовить к жизни заранее. Поэтому я за рукоделие».
Надежда, 33 года, менеджер, мама 8-летнего Сережи:
«У нас на уроках „Технологии“ мальчиков учат работать с материалами. Наверное, кому-то это интересно. Но зачем? Зачем эти гвозди, доски и молотки? Ребята будут жить совсем в другом мире».
Когда все будет по-другому
В каком же мире окажутся нынешние младшие школьники через двадцать лет? Да-да, это будут сплошные высокие технологии. Люди все меньше станут что-то делать своими руками, и все больше покупать. Вот уже сегодня завтрак, обед или ужин можно заказать через доставку, а с бытовыми проблемами справиться, вызвав специалиста. Зачем забивать голову и учиться тому, что никогда, может быть не понадобится?
Но кое-что о нашем будущем рассказывают и сегодняшние социологические опросы. Так совсем недавно ВЦИОМ интересовался тем, кто должен вести хозяйство, быть кормильцем в семье, заботиться и воспитывать детей, короче — каким должен быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Ответы поразительные. На все привычные вопросы, подразумевающие четкое гендерное разделение (женщина — на кухню, мужчина — в гараж), наши соотечественники ответили неожиданно. Большинство высказались за совместное решение проблем — и в воспитании детей, и в ведении домашнего хозяйства. Правда вот по поводу того, кто материально обеспечивает семью, победила традиционная точка зрения — все-таки мужчина. Но что-то подсказывает, что скоро и она скорректируется. Но удивительно и то, что сильный пол готов разделить со слабым все хозяйственные заморочки. Так что же, правильной дорогой идем, товарищи? Нитки-иголки, молотки-пассатижи, роботы-батарейки и ложки-поварешки — для всех? И для мальчиков, и для девочек?
Такие важные слова
Чтобы ответить на этот вопрос, составим небольшой словарик. Может, он нам что-то подскажет?
1. Независимость. Способность самому решать мелкие бытовые проблемы важна и для мальчиков, и для девочек. Пришить пуговицу, сварить курицу, убраться в шкафу, рассортировав носки по цветам, — разве для этого обязательно надо быть девочкой? История знает множество историй, когда молодые люди из-за бытовой беспомощности женились на «кухарках» и затем всю жизнь маялись рядом с чужим человеком. Так же, как и девушки, заглядевшись на «хозяйственного парня» (особенно, если они выросли без отца), могут выскочить замуж только из-за ложных представлений об идеальном мужчине. Не в молотке счастье! А вот самой вбить гвоздь неплохо бы научиться.
2. Работа мозга. За которую, как известно, в значительной степени отвечает мелкая моторика. Люди, которые что-то умеют делать руками, быстрее и четче думают и обладают здравым смыслом. Поэтому уметь ли шить или паять — все равно, главное что-то делать руками. В мире, где скоро останутся одни кнопки и сенсорные экраны, мозгу, чтобы сохранить себя в рабочем состоянии, нужно чем-то озадачить руки. Если вам не нравится макраме и сборка-разборка двигателя в старых «Жигулях», играйте на пианино!
3. Склонности и таланты. Надо обращать внимание на то, что нравится маленькому человеку, а не забивать ему голову собственными представлениями о том, как «принято». И если Ирочке нравятся конструкторы — этим ей и надо заниматься. Ведь это возможность понять и найти себя.
4. Навязанные стереотипы. Ничто не дается нам так легко, и ни за что не платим мы столь дорогую цену, как за чужие предрассудки. Почему девочка должна вязать, а мальчик вооружиться дрелью? Почему они вообще должны руководствоваться чьим-то мнением по оводу собственного предназначения? Человек читает себя и мир как книгу. И чужим словам там не место!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное про воспитание, а также советы и лайфхаки для увлеченных родителей.