Найти тему
Белинский

О чем роман "Братья Карамазовы" Достоевского

Оглавление
Братья Карамазовы
Братья Карамазовы

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. У него было три сына: Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

Это классическое начало многих сказок. Обычно, в этих сказках младший брат встречает какое-нибудь волшебное существо, которое использует магическую силу, наделяет "Иванушку дурачка" супер-способностями и бывший неудачник становится победителем попутно спасая как минимум принцессу, как максимум принцессу и мир.

Для своего последнего романа Достоевский взял сказочный сюжет про трех братьев, но только если в сказках трое сыновей обычно стараются ублажить своего отца и выполнить какое-то его задание, то у Федора Михайловича братья захотели своего отца убить.

Сегодня мы с вами поговорим о романе Федора Михайловича Достоевского Братья Карамазовы.

Последний роман Достоевского

Сегодня мы обсуждаем последнее произведение Федора Михайловича Достоевского. Финальный роман его великого Пятикнижия. Роман Братья Карамазовы.

Этим выпуском мы завершаем цикл статей посвященных великому Пятикнижию Достоевского. А если вы еще не читали статьи, посвященные предыдущим четырём романам: роману Подросток, Бесы, Идиот и Преступление и наказание, то я советую вам ознакомится с ними на этом канале.

По чему же я считаю, что прежде чем говорить о Братьях Карамазовых, нужно сначала познакомиться с первыми четырьмя частями великого Пятикнижия. Потому что все эти пять романов Достоевского в сумме, на самом деле один большой роман. Роман, который Федор Михайлович обдумывал и писал всю свою жизнь.

Братья Карамазовы – это апофеоз творчества великого писателя. Квинтэссенция всего что было им когда то написано. Все герои его произведений собрались здесь играя свои легкоузнаваемые роли. Здесь есть и бедные люди и Раскольников и Лужин и Свидригайлов и Мышкин и Сонечка и Настасья Филипповна и Ставрогин и его кривая копия, а может быть даже его галлюцинация Петруша и Аркадий Долгорукий и Версилов и конечно же Лиза. Ведь какой роман Достоевского обходится без Лизы.

Все эти герои разных произведений собрались вместе на страницах одного романа, чтобы попрощается с его автором, потому что Федор Достоевский через два месяца после публикации романа умрет. А через два месяца после смерти Достоевского, польский революционер, член подпольной революционно-террористической организации «Народная воля» убьет царя Александра II.

Казалось бы, причем здесь Александр II и его убийство? А как вы думаете, о чем хотел сказать Достоевский когда описывал убийства Федора Карамазова?

Характеры братьев Карамазовых

Как мы уже сказали, Достоевский всю жизнь писал один роман. Федор Михайлович искал ответы на одни и те же вопросы. С научной бесстрастностью и отрешенностью, но при этом с дьявольской вовлеченностью в процесс, но препарировал и разбирал эти вопросы в своих произведениях.

В последнем романе великого Пятикнижия рассказана истории трех, или вернее даже четверых Братьев. Если вы читали мою статью, посвященную роману Подросток, Достоевского, то вы, конечно же, смотря на Братьев Карамазовых заметите, что у них нет отца. Они сироты при живом родителе, как все главные герои Достоевского они беспризорники брошенные в этот мир и воспитанные жизнью как кому повезло.

Старший брат Дмитрий, как Рогожин из Идиота. Буйный и Дикий транжира он с тем же еще и широкий человек способный на поступки сколь буйно низкие, столь буйно и высокие.

Средний, Иван – похож на Версилова из романа Подросток. Он получил хорошее образование, но как всякий образованней человек стал атеистом и как всякий атеист начал мучатся поиском бога. Ведь согласитесь, что бога может искать только тот, у кого бога нет. И пусть вам сейчас кажется, что это только каламбур, через несколько минут мы еще вернемся к этой теме.

Младший Алешенька – почти что святой дух, совсем как идиот. Ушедший из монастыря только для того чтобы направить жизнь своих братьев, он является единственной надеждой на спасение всех героев романа.

И есть еще четвертый брат. Непризнанный бастард Федора Карамазова Смердяков.

По сюжету именно этот четвертый внебрачный сын и убивает отца Карамазова.

Но если говорить на чистоту, то против смерти старика не возражал и старший его сын Иван, а средний Дмитрий не стал его убийцей только волей случая, и если говорит окончательную правду, только волей автор романа Федора Достоевского. Если бы не Фёдор Михайлович, Дмитрий обязательно убил бы Карамазова старшего лично.

Метафорическое значение Федора Карамазова

Федор Карамазов - это конечно же царская власть и даже лично царь. Достоевский знает в какой стране он живет и знает, что в этой стране происходит. Сам бывший революционер, он видит к чему все идет. Он знает эту страну гораздо лучше, чем царь и его дворовые люди.

Он видит, как суды оправдывают революционеров покушавшихся на убийство должностных лиц. Он видит, как люди сочувствуют террористам.

«Представьте себе, — спросил как то Достоевский у одного знакомого, — что мы с вами стоим у окон магазина и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит. Он чего-то ждет и все оглядывается. Вдруг подходит к нему другой человек и говорит: “Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завел машину”. Мы это слышим. Но, пошли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились ли к полиции, к городовому, чтобы он арестовал этих людей? Вы пошли бы?

— Нет, не пошел бы...

— И я бы не пошел. – говорит Достоевский.

И вот Федор Михайлович живет в этой стране и видит, что бомба… уже заложена. И он пишет роман Братья Карамазовы в том числе намекая тем, кто сидит в Зимнем Дворце о том что скоро, в историческом смысле, через несколько минут, она взорвется.

И Федор Карамазов – это царь и царская власть.

Но кто такие братья Карамазовы.

Метафорическое значение Братьев Карамазовых

Здесь автор решил облегчить работу читателя и подробно разжевал эту тему на суде Дмитрия. Братья Карамазовы - это русская тройка. В центре её бежит неудержимый Дмитрий Карамазов. Человек с широкой душой способный подняться так же высоко, как высоко пасть, он олицетворят собой весь русский народ. Его судьба может быть настолько же трагична насколько и прекрасна и все завесит от его выбора. От того кто же победит в его душе: ангел или сатана.

Брат Дмитрия Иван – человек спокойный и в хорошем смысле расчетливый. Он атеист. При этом с точки зрения Достоевского он не какой-нибудь злодей, а скорее даже наоборот. Он гуманист, и бог его разочаровывает тем, что людям тот приносит не спасение а, как князь Мышкин, одни страдания.

Младший Брат Алеша – православной послушник. Вера его в и любовь к богу в романе непоколебимы, как и его любовь к людям.

И вот эта тройка скачет вперед. Приблизительно понятно куда и в какую сторону тянет повозку атеист Иван и что в другую сторону поправляет её православной послушник Алеша. Но что взбредет в голову центральной лошадке, какую сторону она примет, угадать никак нельзя.

В этом смысле Дмитрий олицетворении не только русского народа, а человека в общем. Бог сделал человека свободным и он сам должен принять решение и помнённою Достоевского только осознанное, пережитое, выстраданное, вымученное принятие бога засчитывается на небесах.

В коком то смысле, братья Карамазовы это даже не русская тройка. Братья Карамазовы – это один человек. И угадайте как этого человека зовут.

Правильное. Его зовут Федор Достоевский.

Главный вопрос Достоевского

Способный на великие падения и великие взлеты Федор Достоевский всю жизнь мучился одним самым главным вопросом. Как человек разумный, он был убежденным атеистом, но при этом свою жизнь мучился поиском бога.

Есть ли бог, или его нет. Вот главный вопрос Достоевского. И от ответа на это вопрос зависит все, в том числе то, каким должно быть политическое устройство России и всего мира.

Братья Карамазовы финальный роман Пятикнижия Достоевского, но из переписки автора, в которой он рассказывал о своих творческих планах, можно сделать вывод что это только первая часть главного романа Федора Михайловича.

Роман этот сначала должен был называться «Атеизм», позже появилась другое рабочее название романа «Житие великого грешника».

В этой работе Достоевский должен был описать русского человека, душа которого мечется между различными религиями и идеями. Он доложен был тянуться к атеизму, социализму, католицизму славянофильству и западничеству, к хлыстовцам и даже к польским иезуитам. Кстати, тема о том что героиня в романе уходит к польскому революционеру есть и в Идиоте и в Братьях Карамазовых.

Но к чему же этот человек в итоге должен был прийти. Очевидно он должен был прийти к богу. Но совершенно особенным путем, путем Федора Михайловича Достоевского.

В исповеди великого инквизитора Иван Карамазов приводит по сути дела критику католической церкви. А в широком смысле даже все земной власти. Она подменила собой бога. Она дала людям то, что не дал им Иисус. Она дала им хлеб, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, в обмен на их свободу.

В отличие от Христа, который оставил человека голодным и требовал от него свободной и искренней любви к себе.

По Достоевскому бог ждет от человека свободного осознанного выбора. Жизнь дана ему, чтобы понять добро и зло.

Поиски добра и зла в романах Достоевского

Во времена золотого века, когда человек жил в раю бог уже сделал попытку запретить человеку зло. Но, как принято сейчас говорить, он не учел специфику менталитета местного населения. И тогда, видимо бог решил, что запрещать человеку что-либо, что говорить ему какие поступки плохие, а какие хорошие нельзя. Человек сам должен понять и сделать свой выбор.

Достоевский, будучи изначально либералом атеистом в своей политической повестке, конечно исходит из самых гуманных соображений. Но развиваясь, он понимает, что человечество не способно построить мир основанный на добре. Для этого человечеству нужен бог.

Мы говорили о том, что так или иначе, все романы Федора Михайлович посвящены политическим темам. Но для автора в основе политического устройства лежат правильно расставленные приоритеты. Определения добра и зла. И от того есть ли бог или нет и должна исходить политическая повестка. Это основа всего. Фундаментальный вопрос от которого зависят все другие стороны жизни.

И писатель считает, что в отличии от католической церкви, которая взяла на себя функции государства, наоборот, государство должно стать церковью.

Алексей Карамазов, как политический преступник

Роман Братья Карамазовы – последнее произведение Достоевского. Но, как было уже сказано, из переписки писателя, мы знаем, что у него должно было быть продолжение. И конец Братьев Карамазовых непрозрачно намекает на то, что разойдясь в разные стороны, сиротливые дети Федора Павловича конечно же снова встретятся в аккурат через четыре года. Потому что все у Достоевского происходит через четыре года.

Дмитрий Карамазов планирует бежать в Америку, проработать там три года, накопить денег, отрастить бороду и инкогнито, уже как Американец, вернуться в Россию, чтобы жить и умереть на родной земле.

Современники Достоевского так зафиксировали замысел автора о второй части Братьев Карамазовых «Федор Михайлович сказал, что напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером...»

На мой взгляд здесь Достоевский должен был описать путь Алексея Карамазова к свободной вере. Отец Засим дает Алексею наказ уйти из монастыря и помогать людям, потому что он видит в Алексее силу это сделать. Но вера юного послушника, как бы она ни была сильна и непоколебима, еще не выстрадана, не заслужена не осознана и не свободна. Он не знает внешнего мира.

И столкнувшись с внешним миром, с той несправедливостью, которая в нем живет, Алексей Карамазов очевидно должен был стать революционером.

Какое политическое преступление Карамазов должен был совершить – неизвестно. Есть мнение, что это даже могло быть цареубийство, но мне кажется, что для Достоевского цареубийство – это прежде всего убийство человека, а не политическое преступление. Впрочем, может именно об этом и собирался порассуждать автор.

Но как бы то ни было, мне кажется, что Алексей был бы казнен не просто за преступление, а за преступление которого он сам не совершал. Но совершил б ы кто-то другой. Возможно кто-то из тех мальчишек, друзей погибшего Илюши. Тех для кого Карамазов произносит речь у камня и которые, возможно, в будущем, станут его соратниками.

Алексей говорит: «Я слово вам даю от себя, господа, что я ни одного из вас не забуду. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, — все-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни».

И если бы Алексей был казнен за преступление, которого он не совершал, то здесь бы воплотилась мысль Достоевского, о том, что каждый человек виновен в каждом совершенном другом человеке преступлении.

Мысль, казалось бы, дикая, не понятная. Но именно она выражена в Братьях Карамазовых. В смерти Федора Павловича виновны все гори романа и даже сам Федор Павлович.

Принятие вины за все человечество это образ христианской веры. И сделав это, Алексей должен был прийти к Христу.

Но мне кажется, что принять на себя вину должен был даже не Алексей Карамазов, а возможно другой герой романа. Юный школьник Коля.

В конце романа этот школьник произносит: «О, если б и я мог хоть когда-нибудь принести себя в жертву за правду, …я желал бы умереть за всё человечество»

И вполне возможно, что именно Коля, а не Алеша взял бы на себя вину, за своих друзей, за все человечество.

Впрочем, хорошо это или плохо – не понятно. Эти романтические слова школьника, который еще не знает цену романтическим словам, попахивают каким-то фанатизмом. Болезненным стремлением к самоуничтожению и безумием.

Но, на мой взгляд, литература это именно та среда, где человек может, и даже наверное должен воплощать свои безумные идеи. Чтобы опробовать их на бумаге, без риска и последствий для всего человечества.

Именно это и делает Достоевский. И кода мы берём в руки его произведения, читаем их, смотрим на созданный автором мир, на землю, воздух, воду, звезды, животных, людей и персонажей, мы видим, что это хорошо.

Конечно все сказанное, это мое личное мнение, которое не запечатано в гранит, но именно тем и ценно. В процессе существования, мнения и люди меняются. Как менялись взгляды Фёдора Михайлович. И существование и развитие бесконечны, пока длиться жизнь. Но на текущую секунду, это именно, то что я хотел сказать а романе Братья Карамазовы.

#достоевский #Братья Карамазовы #смысл романа братья карамазовы

-----------------------------------------------------------------------

Мои статьи о Пятикнижии Достоевского на Dzen:

Пятикнижие Достоевского

-------------------------------------------------------------------------

Статья о том, как понимать литературу:

------------------------------------------------------------------------

Видео-версия статьи на YouTube: