Найти тему

Река Волчья от Волынского до Вуоксы

Оглавление

В этот раз взялись за известные маршруты. Реку Волчью уважали еще советские водники, в основном за то, что она удобно протекает мимо трех станций электрички по Приозерскому направлению. Нам железная дорога была не принципиальна, но решили выбрать именно ее, чтобы потестировать возвращение к машине через такси.

Волчья считается "байдарко/каякоходной" от Волынского озера в Раздолье до впадения в Вуоксу в Лосево. И перед стартом я загуглила все, что публиковали про движение по ней...

Что планировалось

План был - пройти за день весь маршрут. Длина ломанной - примерно 23 км.

Изначальный план движения по реке Волчьей. Кстати, потом выяснилось, что длину реки по ломанной я посчитала довольно точно (в отличие от наших предыдущих заездов).
Изначальный план движения по реке Волчьей. Кстати, потом выяснилось, что длину реки по ломанной я посчитала довольно точно (в отличие от наших предыдущих заездов).

Этот маршрут условно можно разделить на несколько частей:

  • Верхнее течение - от Волынского озера до впадения ручья Горюнец. Про него почти не было инфы, кроме высказываний вот в этом ролике https://www.youtube.com/watch?v=V_j82vag5CM, что по спутнику там все в завалах. Ну да, спутник видела - завалы присутствовали, но они казались меньше, чем на Градуевке... Еще было советское описание: "Через 7 километров (от места старта около пл. 78 км) путь преграждает низкогабаритный мост. При высокой воде здесь предстоит короткий обнос по левому берегу, а при низкой - проводка судов". От указанного в описании моста до Горюнца примерно 3-4 км.
  • Перекатистый участок от впадения ручья Горюнец примерно на 3 км. В середине участка - ГЭС, у которой есть обнос. Советский путеводитель обещал длину обноса в 100 метров.
  • Нижнее спокойное течение до автомобильного моста (на новой трассе). Советский путеводитель обещал техногенные препятствия и места проводок, но современный ролик ему противоречил, не обещая ничего интересного.
  • Последний участок от автомобильного моста до Вуоксы. Часто народ еще под финиш ходит Лосевский порог... но учитывая расстояние, я изначально сомневалась, что для нас это реально.

Советский путеводитель расписывает этот маршрут на 2 ходовых дня. Мы запланировали на один. Было известно, что последние 9 км (видимо, от точки соприкосновения реки с трассой) за пару недель до этого ходили на сапе. Никакого адского ада там не было. Пара бревен, нормальный уровень воды. Так что перспективы были. Но не обошлось без нюансов.

Как в реальности

Расстояние большое, про препятствие информации мало, поэтому стартовали с утра пораньше - в 10 с небольшим были уже у моста в поселке Раздолье.

Мост в поселке, от которого было удобно стартовать
Мост в поселке, от которого было удобно стартовать

Около моста с востока есть довольно большая парковка и даже спуск к воде (проглядывает на фото слева, N 60.58142° E 30.14397°). Там-то мы и накачались.

Первое время после старта река пропилена. Видимо, туда заходят лодки из озера.

В верхнем течении Волчья больше похожа на болото. Скорость течения низкая, вода воняет. Впечатление - так себе;)

Мутная почти болотная вода
Мутная почти болотная вода

Менее чем через километр пропиленный участок заканчивается и начинаются непрерывные бревна. Через одни можно перескочить "каячными" приемами, через другие приходится перелезать. Там много лет никто ничего не пилил. А мы еще и приехали в низкую воду, когда над поверхностью торчит максимальное количество препятствий...

-4
-5
-6
-7

Движение получилось очень медленное. Мы шли почти 2 часа и преодолели всего 4 км. На очередном привале подгрузили спутниковый снимок и увидели, что бревна точно будут сопровождать нас еще не менее 4 км - до впадения ручья Горюнец. От него должно было стать лучше... насколько - неизвестно (учитывая низкую воду).

Первая попытка пройти Волчью - верхнее течение.
Первая попытка пройти Волчью - верхнее течение.

И в этой точке мы сдались. Трек можно найти тут: https://nakarte.me/#m=14/60.58958/30.16202&l=O&nktl=K_917wYZWXSEg2td4-DF6Q

По случайности привал устроили около полянки, к которой подходили автомобильные следы. Спрятали сапы в лесу и сходили за машиной - дорога оказалась без препятствий. Пеший трек по автомобильной дороге: https://nakarte.me/#m=14/60.58958/30.16202&l=O&nktl=yYvkY60Cp-BLYNl08jQLTQ

Сложив вещи, мы отправились к месту впадения ручья Горюнец - через кусок старой трассы и поселок Петровское на территорию заказника Гряда Вярямянселькя. По территории заказника движение вне автомобильных дорог запрещено, но подъезд конкретно к этому мосту с востока существует. С запада может показаться, что есть дорога от новой трассы, но, судя по следам, ездят по ней только квадры, да и съезда с дороги нет.

Update: со второго захода я таки прошла Волчью от Раздолья, но по большой воде. Отчет тут: https://dzen.ru/media/ekatarios/obnovlenie-dannyh-po-reke-volchei-ot-razdolia-do-vuoksy-aprel-2023-goda-64353906b628cd1a3c267b70.

Второй старт

Со второй попытки я стартовала уже в одиночестве от того самого пешеходного моста, упомянутого в ролике: https://www.youtube.com/watch?v=V_j82vag5CM. Точка старта: N 60.61400° E 30.07893°.

Второй заход оказался более успешным. Трек тут: https://nakarte.me/#m=13/60.64163/30.05104&l=O&nktl=PBYi5sxe2nq9mU0xMB1wig

Трек нарисован не с самого начала - включила часы не сразу.
Трек нарисован не с самого начала - включила часы не сразу.

Длина этого маршрута - чуть меньше 13 км. Общее время движения - чуть больше 3 часов.

Для простоты (раз уж появилась возможность перегнать машину силами второго участника заезда и не городить сложности с такси или электричкой) договорились о встрече под автомобильным мостом на новой трассе (N 60.66192° E 30.02444°). К нему есть удобный съезд, если двигаться со стороны Лосево в город.

Вода низковата, так что перекат под пешеходным мостом в точке старта я не пошла, начав движение сразу после него.

Как и обещал советский путеводитель, от места впадения ручья Горюнец идет череда перекатов и шивер в сумме примерно на 3 км.

Во время движения было не до съемок, так что кадр с точки, где я все-таки села на камень достаточно прочно, чтобы спокойно достать телефон;)
Во время движения было не до съемок, так что кадр с точки, где я все-таки села на камень достаточно прочно, чтобы спокойно достать телефон;)

Много где скребла килями, даже сползая вперед доски. Встретила байдарочников, которые часть переката тащили байдарку на руках - у них осадка ниже.

Если там пойдете, смотрите по сторонам. На берегах тоже красоту показывают, например впадающие в реку ручьи.

Мини-водопадик
Мини-водопадик

Примерно в середине этого "перекатистого" участка - второй пешеходный мост, а потом старая финская ГЭС с обносом (N 60.62841° E 30.06792°). Выход на берег есть непосредственно перед плотиной слева. В воду я зашла сразу за ней. Там не очень удобный выход, но протиснуться с сапом можно.

Вид на ГЭС снизу
Вид на ГЭС снизу

После ГЭС по течению еще примерно 1,5 км веселья.

Веселье продолжается
Веселье продолжается

А дальше река более-менее успокаивается. Если в перекате в некоторых местах течение разгонялось до 6 км/ч (а я добавляла еще до 7-8 км/ч, чтобы рулиться), то ниже скорость течения падает примерно до 3 км/ч.

Безусловно, препятствия в нижнем течении Волчьей есть. То бревна, то пешеходный мостик - река не без приключений... Но это радикально проще, чем на верхнем отрезке.

Пешеходный мостик
Пешеходный мостик

Основная часть деревьев пропилена.

Пропиленный завал
Пропиленный завал

Перескакивать пришлось то, что только-только торчит из воды (из-за уровня этой самой воды) или нечто совсем свежее.

Торчащие из воды старые бревна
Торчащие из воды старые бревна

Пару недель назад в районе Лосево была сильная гроза, которая, видать, и повалила новые деревья - на них еще сохранились зеленые листья.

Свежее препятствие
Свежее препятствие

В целом речка очень красивая. Рекомендую.

-18

После ГЭС вода становится существенно прозрачнее - настолько, что видно водоросли, как на Оредеже, и песчаное дно.

Вот здесь видно прозрачность...
Вот здесь видно прозрачность...

"Портится" вода уже ближе к концу маршрута - после слияния с рекой Петровкой. Но там явно добавляется не только ее мутная вода, но и нечто с трассы...

Масляные следы в почве около самой трассы.
Масляные следы в почве около самой трассы.

Кстати, 10 км от Вуоксы по Волчьей размечены ребятами из Угребись - раз в километр висят таблички на деревьях с оставшимся расстоянием. Судя по трекеру в часах, они висят не очень точно - +/- 100 м.

Под конец маршрута река идет через поселок, а потом подходит к трассе.

Техногенный порог под автомобильным мостом проскочила без проблем. На этом мой маршрут был закончен.

В итоге

Речка отличная. Отметила, что в уже дважды упомянутом ролике вода в реке стояла сильно выше - рассчитываю как-нибудь приехать туда по такой же большой воде (по весне, вероятно). На перекатах должно быть интереснее. Плюс часть бревен скроется под водой - не придется через них перелезать. Автор там говорит, что еще сантиметров 20 и многие участки придется идти пешком - ничего подобного. Конец августа, засушливый год, а речка все еще проходима.

PS: обновление данных в апреле 2023: https://dzen.ru/media/ekatarios/obnovlenie-dannyh-po-reke-volchei-ot-razdolia-do-vuoksy-aprel-2023-goda-64353906b628cd1a3c267b70