Найти тему
The Music That Rocks

Задокументированный успех. R.E.M. 'Document' (1987)

Начало восхождения

Именно с этого альбома можно начинать отсчёт стремительного взлёта славы и популярности группы, а также её самый лучший период творчества, продлившийся до самого начала 2000-ых годов.

Альбом примечателен во многих отношениях. И как положивший начало многолетнего сотрудничества с продюсером Скоттом Литтом, записавшим с R.E.M. их самые знаковые пластинки. И как прорыв в звучании, которое стало более рок-ориентированным, мясистым, внятным и нацеленным на большие стадионы. И как успешную попытку расширить звуковой арсенал – на альбоме появляются такие инструменты, как цимбалы, саксофон и мандолина. И, конечно же, как подаривший несколько ярких и вечных песен коллектива.

-2

Уверенное начало диска обеспечивается за счёт гимнообразной гитарной мощи рабочего класса в виде Finest Worksong, текст которой представляет отчётливый, но не направленный ни на кого конкретно, лозунг против застоя. Гораздо больший посыл несёт сама музыка, от которой прямо-таки веет энергетикой движения и борьбы. Все инструменты тут словно проступают отчётливее и весомее, ясно указывая на будущую широкую дорогу, которой двинется группа. Чётко выговариваемый вокал Стайпа в этой и всех последующих песнях создаёт гулкую, дружественную к радио текстуру.

Откровенные политические заявления, фигурирующие на Welcome To The Occupation и Exhuming McCarthy, и отражающие политическую обстановку администрации Рейгана («Америка была бы прекрасным клочком земли, если бы вы могли стереть с лица земли большинство людей», - доходило и до таких заявлений Питера Бака журналистам летом 87-го):

Listen to the Congress
Where we propagate confusion
Слушайте конгресс, где мы сеем смуту
Let us not assassinate this man further, Senator, you've done enough.
Давайте не будем убивать этого человека дальше, сенатор, вы сделали достаточно.

, соседствуют с разыгравшейся социальной сатирой It's The End Of The World As We Know It (And I Feel Fine), в которой, помимо заразительного и оголтелого поп-панка, присутствует безумно-восторженный взгляд на конец света, когда главному герою наконец-то выпало счастье побыть одному и он чувствует себя прекрасно. Вокал здесь звучит голосом всей планеты, счастливо сходящей с ума.

«Весь альбом посвящён хаосу», - объяснял Стайп замысел. «Я очень заинтересовался хаосом и гипотезой о том, что внутри хаоса есть порядок, так что я предполагаю, что это как бы оказалось перенесено в запись».

И для пронзительной рок-песни о любви (но на самом деле – о предательстве) нашлось место, в этом плане The One I Love берёт за живое яркой мелодией и страстной вокальной подачей Стайпа. В тексте тут лишь порыв, но гораздо больше заложено в композицию, ставшей одной из визитных карточек группы, особенно в то время. Майкл Стайп, помимо того, что настаивал на том, что песня не была автобиографичной, утверждал, что текст был настолько жестоким, что ему не хотелось записывать его на винил. Тем не менее, трек звучит очень чувственно.

Уходя в некоторую мрачность и размытость на второй половине пластинки (начиная с утяжелённой, но отточенной Fireplace, на которой во всю мощь разворачивается саксофон), у группы, тем не менее, вышла более ровная и более уверенная запись, звучащая настолько же эффектно и амбициозно, насколько и провокационно. В этом плане последние две песни – не столь яркие, но добавляют альтернативных красок к облику в общем-то радиоформатного творения.

Спустя некоторое время и в самый разгар концертов в поддержку альбома Rolling Stone помещает группу на обложку под заголовком «Лучшая рок-н-ролльная группа Америки».

-3

R.E.M. начали восхождение.

Оценка: 3,5/5

Источник изображений: www.discogs.com