Найти в Дзене

Москва: станция "Маяковская"

«Маяковская» — станция Замоскворецкой линии Московского метро. Располагается в центре столицы между станциями «Белорусская» и «Тверская». Дата открытия Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе первого участка Замоскворецкой линии «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» одновременно со станциями «Театральная», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Происхождение названия Названа в честь В. В. Маяковского. Выходы Станция имеет два подземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Выход встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции. Конструкция «Маяковская» — колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина — 33 метра). Первая станция данного типа в мировой истории. Построена по проекту гениального архитектора Алексея Душкина. В
Оглавление

«Маяковская» — станция Замоскворецкой линии Московского метро. Располагается в центре столицы между станциями «Белорусская» и «Тверская».

Центральный зал станции
Центральный зал станции

Дата открытия

Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе первого участка Замоскворецкой линии «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол» одновременно со станциями «Театральная», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол».

Происхождение названия

Названа в честь В. В. Маяковского.

Выходы

Станция имеет два подземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Выход встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции.

 Концертный зал им. Чайковского и южный вестибюль
Концертный зал им. Чайковского и южный вестибюль
 Северный вестибюль
Северный вестибюль

Конструкция

«Маяковская» — колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (глубина — 33 метра). Первая станция данного типа в мировой истории. Построена по проекту гениального архитектора Алексея Душкина. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения.

Центральный зал станции
Центральный зал станции

Архитектура и оформление

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей черты стиля «ар-деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом.

Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой.

Центральный зал станции
Центральный зал станции

Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Свод станции украшен размещёнными в нишах мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Тема — «Сутки советского неба». Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утрачено из-за строительства гермозатвора.

Одно из панно
Одно из панно

Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей», нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как, по его мнению, они вносят зрительное беспокойство.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло». Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

Упомянутый ниже бюст Маяковского
Упомянутый ниже бюст Маяковского

Собственно Маяковскому посвящен только один элемент оформления: в одном из наземных вестибюлей (выходов со станции) размещен бюст поэта. Также в теме Маяковского оформлен новый (северный) вестибюль станции: свод кассового зала украшен мозаиками на тему неба, и мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим на тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Владимировича.

 Одна из упомянутых выше цитат
Одна из упомянутых выше цитат

Режим работы

Станция «Маяковская» открывается для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрывается в 1 час ночи. Первый поезд в сторону станции «Белорусская» проходит в 5:53, в сторону станции «Тверская» — в 5:38.

#метро #метрополитен #москва #московскийметрополитен #история #архитектура #памятникархитектуры #памятникиархитектуры #маяковская #метромосквы