Найти тему
Verbocentrist

Как поддержать человека, который учится? И кому больше всех нужна поддержка?

Оглавление

В момент, когда человек учится, он уязвим. Гораздо уязвимее, чем когда стоит в очереди на кассе в супермаркете, делает презентацию перед партнёрами или идёт с работы домой по вечерней аллее с фонарями и клёнами.

Чтобы принять новое знание, строгой выстроенной системе в голове человека приходится временно стать гибкой. Этот момент требует деликатности, а другие (и даже преподы, и даже я) об этом забывают.

Поддержка нужна любому, кто учится новому: от учителя, от других студентов, от близких людей, от самого себя. Это сложно, но очень нужно для результата.

Как поддержать?

Моя версия: создать человеку такое эмоциональное пространство, где ему не надо быть совершенным. Где он может ошибаться, сколько угодно, и всё равно чувствовать, что его принимают и уважают в этом неизбежном процессе.

Когда приобретается любое маленькое новое знание, старая система, где его не было, перестаёт существовать. У вас было, что вы узнали новую штуку, и от этого всё ранее изученное стало выглядеть иначе? И в этой системе, когда мир постоянно вываливается из-под ног и надо переходить в его новую версию, человек существует постоянно. Это выматывает, но по-другому никак. Чтобы научиться делать хорошо, надо сначала кучу раз сделать плохо, потом чуть лучше.

А в каждый из этих раз на человека смотришь ты - препод, одногруппник, товарищ по счастью. И худшее - это сразу ожидать от человека хорошего результата и того, что процесс проб и ошибок поскорее закончится и всё хорошо станет 🙂

Условный человек, который учится ходить, по-любому будет падать. И чем легче ему будет переживать раз за разом падение, тем чаще он будет снова пытаться встать и идти, и тем скорее придёт, куда мы все хотим, чтобы он пришёл. (Упал - ок, следующая попытка. А если все расстроились, рассердились или начали дико тревожиться, то ещё сто раз подумаешь, пытаться ли заново это делать.)

Чем больше я живу и учусь, тем больше уважаю всех, кто чему-то учится. И есть ещё отдельные группы людей, за которых мне часто обидно, потому что им достаётся мало поддержки.

Во-первых, “менее одарённые” люди

Кавычки выражают моё несерьёзное отношение к разделению людей на более и менее одарённых. О способностях в плане психологии можно спорить долго, и это не моя задача. Вполне возможно, что у кого-то по научным данным “больше способностей” к тем же языкам, но так это или не так - совершенно не важно. Мне кажется, что идея “одарённости” в быту совершенно непродуктивна, но при этом создаёт ненужное разделение людей (и не всегда справедливое).

Чисто внешне, как правило, “одарённые” люди отличаются тем, что материал даётся им легко. (Ещё критерием бывает интерес, но тут тонко - может быть, что интерес падает из-за того, что всё непонятно и ничего не получается, а если сделать понятно, то и интерес вырастет.) Преподаватели любят “одарённых”: им можно объяснить раз-другой, и всё. Не нужно искать дополнительные подходы, озадачиваться. С такими учениками приятно работать, потому что легко и не особо затратно.

В итоге им достаётся больше внимания, чем остальным, и это совершенно несправедливо, потому что внимание больше нужно именно тем, кому тяжелее даётся процесс. Скорее всего, за “лёгкостью” освоения языка скрывается то, что в доме у человека была тыща книг, а семья не жалела времени на занятия с малышом развивающими играми, сказками, песнями. А если у человека было полторы книги и родителям некогда было с ним заниматься, то трудно понять, как способности должны найти применение - их просто негде было использовать, не сформировалась привычка внимательно разглядывать слова и запоминать их. Значит, эти умения нужно развивать сейчас. Ну да, это будет медленнее. И всё же это не невозможно.

Но сколько людей будет навешивать на себя табличку “да я неспособный” вместо того, чтобы поразбираться - это ужас. Серьёзно, к языку имеет хоть какую-то способность каждый человек. Посмотрите вокруг - все разговаривают. Можно поговорить о способностях, если из человека хотят сделать великого учёного с малыми затратами. Но из всех, кто ко мне приходил учиться, совершенно никто не озвучивал цель стать Фердинандом де Соссюром или Людвигом Витгенштейном, даже Шекспиром никто не хотел заделаться. Всем надо было язык для работы, для переписки, для путешествий. Так и не надо для этого особых способностей!!!

Ну да, мне повезло и я могу запомнить слово с двух прочтений, а кому-то надо прочитать три или пять. Или десять. Ну так это не трагедия, можно прочитать столько раз, сколько надо, и запомнить! Это не значит, что не надо учиться или что другие имеют право со своего дивана оценивать твои способности 😃 Есть люди, которые с рождения садятся на шпагат, а кто-то ходит год на растяжку и садится потом, но результат - примерно один и тот же шпагат. В быту они вполне равноценны.

Во-вторых, жертвы чужой заботы или “милого” юмора

У меня не раз было, что приходили учить язык вместе муж и жена. Или гражданские муж и жена, или просто пара - не важно. Я до сих пор думаю, что это один из лучших видов семейного досуга: время вместе и с пользой, а потом ещё и новые перспективы открываются, и человек в чём-то с новой стороны, короче, круто.

А не круто то, когда один из пары начинает ласково и заботливо подшучивать над учёбой другого. Вероятно, есть случаи, когда это действительно весёлый и мотивирующий спарринг на равных, тогда пожалуйста. Но я чаще видела, как шутит кто-то один (у кого уровень повыше), а другой человек медленно сползает под стол, делая вид, что ему мило и смешно. На самом деле нет.

Кстати, ещё может быть конфигурация родитель-ребёнок. Мне реже попадались такие случаи, но родители тоже неплохо могут шутить над детьми. “Ну, он у меня немного медленный, но зато бла-бла”.

Вот это - сразу нет.

Объясню, почему это не так мило и безобидно. Мы, люди, и так каждую минуту находимся в состоянии, когда надо доказывать, что ты достоин своего рабочего места, своего статуса и так далее. Сделаешь ошибку - тебя покарают. А перед близкими людьми, особенно супругами и родителями, нам тем более хочется быть хорошими, а не недоделанными. (Хотя мы помним, что как раз надо пребывать в процессе ошибок.) И если близкий начинает “любя” подкалывать, то это состояние безоценочности незаметно улетучивается. И это печально, потому что никто же не будет шутить над человеком, когда ему вырвали зуб, сделали татуировку, наложили гипс, и он ходит страдающий и болящий. А над постоянным сломом старого знания, оказывается, подшучивать можно 😈

Короче, теперь я уверена, что задача всех, кто хотя бы одним глазом взглянул на учебный процесс - участвовать в создании доверительной атмосферы. А там человек как-нибудь сам. Быстрее.