Найти в Дзене
Катарсис

Мое субъективное мнение о "матери!" Даррена Аронофски: потрясающая форма и гнилая идея

Из Яндекс.Картинок
Из Яндекс.Картинок

Я смотрела лишь три его фильма, но, думаю, этого вполне достаточно, чтобы сформировать хоть какое-то мнение. Я считаю режиссера невероятно талантливым. Эстетически и визуально его фильмы мне очень нравятся. Со смыслами все гораздо сложнее…

"Реквием по мечте" вообще никаких вопросов у меня не вызывает - для меня это несомненный шедевр во всех отношениях.

Далее скажу пару слов о фильме, которым я не могу восхищаться, но возмущаться относительно него я ещё тоже не могу. "Черный лебедь". Будут спойлеры. Для меня это странная история. Я в общем-то люблю такие, а вот открытый финал вечно вызывает у меня негодование. Я не считаю, что это круто - когда творец оставляет возможность наблюдателю своего творения "додумать" что-то вместо него. Впрочем, более чем вероятно, что главная героиня в конце фильма умерла, как оно и показано в последних кадрах, но я видела в интернете разные точки зрения, потому и сомневаюсь… Эта история о балерине, которая стала одержима одной ролью. Эта роль сломала ее изнутри, разрушила ее психику. Впрочем, можно ли сломать и разрушить то, что и так уже было далеко не в рабочем состоянии? Копаться в том, что творится в душе и мыслях героини интересно, пытаться разобраться, по какой именно причине она стала таким психически травмированным человеком тоже очень интересно, но всё-таки мне не хватило в этом фильме того самого четкого вердикта, который может вынести лишь сам автор истории.

А теперь самое сложное - фильм "мать!". Только меня смущает восклицательный знак в конце названия фильма?

Аронофски действительно невероятно талантлив. "мать!" - это совершенно восхитительная вещь с точки зрения визуальной, с точки зрения художественной формы. Но то, что режиссер запихнул в эту форму - это вызывает у меня непреодолимое отторжение и даже омерзение. Любит Аронофски загадывать загадки и не давать на них конкретных ответов, но хотя бы в интервью сказал, что хотел сказать посредством этого фильма. Впрочем, в самом фильме тоже есть намеки, наводящие на ответ "А что, собственно, это было?". Однако без расшифровок Аронофски (да, их несколько) разобраться полностью было бы непросто. Потому что слишком глубокий и умный смысл, а ты, автор статьи, глупый человек, скажут некоторые. Спорить с этим не стану и пытаться опровергнуть это - тем более, однако в этом случае, полагаю, дело в другом. А именно в том, что режиссер попытался свою абсурдную идею выдать под соусом того самого "глубокого и умного". Сложно не всегда значит мудро.

Предупреждаю снова: далее будут спойлеры.

Итак, Аронофски снял историю как будто бы о муже и жене. Он - гениальный поэт. Она - истинная хранительница очага, наводящая в доме уют, создающая из этого дома нечто, что она называет "личным раем". Все относительно спокойно, пока не приходят они - люди: одни, потом другие… Они рушат дом, отрывают от него части (буквально), устраивают полнейший хаос, а затем убивают новорожденного малыша главных героев.

А теперь одна из расшифровок всего этого бреда. Главный герой - это образ Бога. Бога, который эгоистичен и жесток. (Аронофски хотел сделать отсылку к Ветхому Завету). А главная героиня - это заботливая и мудрая мать-природа.

Другая расшифровка: мать, природа, создаёт (героиня вкладывает всю душу в ремонт и создание уюта в доме), а эгоистичные и глупые люди разрушают все вокруг. То есть в этой трактовке акцент ставится именно на созидательную силу природы и разрушительную - человечества. Этот смысл, вложенный в фильм, мне очень даже нравится. И если бы Аронофски на нем только и остановился - было бы замечательно. Но нет - ему захотелось создать наслоение смыслов (те трактовки, которые я упомянула - это ещё не конец), и тот, который отсылает к религиозным мотивам (совершенно не созвучным христианскому вероучению), очень огорчает меня. Ведь фильм-то мог быть очень хорошим даже по смыслу, если бы не очередная попытка облить помоями христианство.

Раз уж начала перечислять толкования, вот ещё одно: он - творец-поэт, она - муза, вдохновение. В этом смысле фильм мне тоже вполне мог бы понравиться, если бы - опять-таки! - только этим и ограничилось.

Дженнифер Лоуренс, кстати, которая играет роль Матери в фильме - играет просто неописуемо хорошо.

Для меня это тот грустный случай, когда фантик красив и ярок, а конфета внутри полна горечи. И нет, я не придираюсь, я просто придерживаюсь мнения, что человек не должен с готовностью проглатывать все, что ему суют в рот, он должен критически оценивать и выбирать - что ему приходится по вкусу, а от чего стоит отказаться.

P. S. Учитывая, что "Ноя" (в котором играет Эмма Уотсон) снял тот же Аронофски, полагаю, что смотреть сей "шедевр" мне противопоказано. Помню, как люди, почти профессионально разбирающиеся в библеистике в пух и прах разнесли сюжет фильма.