В переводе с полинезийского означает «священный», но одновременно «жуткий, опасный, нечистый». Нарушение табу приводит к жестким санкциям со стороны соплеменников или сверхъестественных сил.
С древних времен табу обладает двойственностью, обусловленной тем, что за запретом стоит нечто одновременно святое, превышающее обычное и опасное, нечистое, жуткое.
Запрет накладывался извне на поколение (условно) «примитивных» людей перед мудростью поколений (то есть ограничение, насильственно навязанное одному поколению предыдущими) и касался деятельности, к которой у человека имелась значительная склонность. Причем у человека, как правило, наблюдалась амбивалентная, двойственная направленность по отношению к табу: в бессознательном большинство хочет нарушить существующие запреты, но одновременно есть страх именно из-за желания нарушить запрет, но страх «побеждает» желания. В этом отношении имеются сходства между древними и современными людьми.
Итак, теперь все знают, что табу - могущественный запрет, затрагивающий определенное действие, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. Также табу может затрагивать место, объект, тему обсуждений.
В психоанализе проблема табу рассматривается с точки зрения исследования бессознательной части индивидуальной души. Подобное видение табу нашло отражение в работе Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), в которой подчеркивалось, что по своей психологической природе табу является ««категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку».
По Фрейду
Табу возникают там, где присутствует амбивалентность чувств, они имеют много общего с современными системами моральных и религиозных запретов. Главная их цель – оградить психику от контакта со слишком сильными переживаниями, защитить от стыда и чувства вины.
Практика психоанализа показывает, что среди пациентов встречаются те, кто создали себе индивидуальные запрещения и педантично их выполняют. По мнению Фрейда, если бы в психоанализе не называли таких пациентов страдающими навязчивостью, то их состояние можно было бы охарактеризовать как «болезнь табу». Дело в том, что навязчивые запрещения приводят к серьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. Как индивидуальные запреты современных пациентов, так и табу древних людей не осознаются. Их мотивировка является бессознательной.
С точки зрения З.Фрейда, наиболее важные табу составляют древние запреты не убивать и избегать инцеста. И то и другое представляют самые сильные соблазны людей, которые в психоанализе рассматриваются в качестве центрального пункта инфантильных желаний и ядра неврозов.
Итоги
В результате сравнение табу с навязчивым запретом невротика привело З.Фрейда к пониманию того, что:
- Табу является древним запретом, наложенным извне (каким-либо авторитетом) и направленным против сильнейших вожделений людей.
- Желание нарушить табу остается в бессознательном человека.
- Люди, выполняющие табу, имеют амбивалентную направленность к тому, что подлежит запрету.
- Приписываемая табу могущественная сила сводится к способности вводить в искушение.
- Запрещенное вожделение в бессознательном переносится на другое.
- Искупление посредством воздержания за нарушение табу свидетельствует о том, что в основе соблюдения табу лежит воздержание.
#психология #табу #фрейд #заметки #psycare #психолог #окр