Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

С Днём Знаний или Гаяз Исхаки о шакирдах

Кто о чём, а я о школе. Но не о простой, а как всегда - столетней и большей давности. Иными словами, речь о татарских школах при мечетях - мектебах (начальной) и медресе (средней и высшей). А учеников таких школа называли тогда шакирдами. А Гаяз Исхаки - это один из величайших татарских писателей начала ХХ века. Итак, что же интересного поведал нам о шакирдах Гаяз әфәнде? Гаяз Исхаки – один из немногих авторов, детально прописавших быт и мироощущения учащихся татарских медресе. По его рассказам и романам можно проследить и распорядок дня, и бытовые условия, и свободное времяпрепровождение шакирдов, и их духовно-нравственные метания. Особое место в этом ряду занимает роман «Мулла бабай» (1910), который по праву можно назвать энциклопедией шакирдской жизни. Уже сразу после появления критики отмечали историко-этнографическое значение произведения. Главный герой – деревенский мальчик Халим, сын «мужика» (т.е. сын обычного крестьянина), которого отправляют учиться в медресе небольшого гор

Кто о чём, а я о школе. Но не о простой, а как всегда - столетней и большей давности. Иными словами, речь о татарских школах при мечетях - мектебах (начальной) и медресе (средней и высшей). А учеников таких школа называли тогда шакирдами. А Гаяз Исхаки - это один из величайших татарских писателей начала ХХ века. Итак, что же интересного поведал нам о шакирдах Гаяз әфәнде?

Гаяз Исхаки – один из немногих авторов, детально прописавших быт и мироощущения учащихся татарских медресе. По его рассказам и романам можно проследить и распорядок дня, и бытовые условия, и свободное времяпрепровождение шакирдов, и их духовно-нравственные метания. Особое место в этом ряду занимает роман «Мулла бабай» (1910), который по праву можно назвать энциклопедией шакирдской жизни. Уже сразу после появления критики отмечали историко-этнографическое значение произведения.

Главный герой – деревенский мальчик Халим, сын «мужика» (т.е. сын обычного крестьянина), которого отправляют учиться в медресе небольшого городка. Новоиспеченный шакирд с трудом привыкает к студенческой жизни, терпит издевательства старших товарищей. Но с каждым годом его позиции укрепляются, Халим быстро усваивает учебный материал, завоевывает уважение других учащихся.

Автор скрупулезно описывает различные детали жизни в медресе: как студенты организуют свой быт, отдых, их отношения между собой. Через несколько лет Халим оставляет свое медресе и продолжает учебу уже в Казани. Казанское медресе встречает нашего героя еще более жесткими нравами. Если раньше он жил в коллективе, где все были примерно равны и бедны, то среди казанских шакирдов контраста оказалось больше.

Фото: VK, сообщество "Старинные татарские фотографии"
Фото: VK, сообщество "Старинные татарские фотографии"

В романе «Нищенка» ("Теләнче кыз", 1914) отдельное внимание Гаяз Исхаки уделяет учебному процессу купеческого сына Габдуллы: он с семи лет начал посещать медресе своей махалли, занятия шли с 9 утра до 12 дня. После он возвращался домой, обедал, играл, а вечером вновь отправлялся на занятия. Габдулла три года учился в таком режиме, потом родители оставляют подростка жить в медресе. Заботливая мать-купчиха каждый день отправляла туда кастрюлю с горячей едой. Конечно, так везло не всем.

Большинство татарских шакирдов круглый год жило вдали от родителей. Обслуживали себя сами. Учеба при этом могла длиться от 8 до 15 лет. Особенно если это было старометодное медресе. При учебном заведении обычно имелось общежитие, в старых медресе шакирды жили и учились в одном помещении. Жизнь в медресе была расписана строго по часам, жесткая дисциплина и внутренняя иерархия немного напоминали армейский быт. За ненадлежащее поведение учеников строго наказывали.

Несмотря на ограничения, втайне от руководства учебного заведения шакирды устраивали литературно-музыкальные вечера, где играли на скрипке, кубызе, показывали юмористические миниатюры. Такие вечера Гаяз Исхаки в своих произведениях называет «калпания» (судя повсему, от слова "компания").

Шакирдов высших медресе готовили к религиозной деятельности: выпускники становились имамами, часто они продолжали дело своих отцов и дедов. Не случайно главное произведение Гаяза Исхаки о шакирдской жизни носит название "Мулла бабай".

В прозе Гаяза Исхаки, посвященной жизни шакирдов, литературные персонажи нередко сталкиваются с дилеммой – как жить дальше, а их ли это дело? Безусловно, непонимания между старшим и молодым поколениями существовали всегда, но именно на рубеже XIX-XX веков конфликт проявился особенно остро. Не все шакирды хотели посвящать себя религиозной службе.

Кстати, сам Гаяз Исхаки тоже не стал продолжать дело отца. Хотя некоторое время после медресе служил муллой.
Кстати, сам Гаяз Исхаки тоже не стал продолжать дело отца. Хотя некоторое время после медресе служил муллой.

На рубеже XIX-XX веков помимо обычной мусульманской грамотности, которая традиционно среди татар была высокой, все более актуальными становятся вопросы светского образования. Среди городской молодежи было популярно изучение русского языка. Некоторые шакирды нанимали репетиторов для этого, кто-то занимался самостоятельно. К примеру, один из персонажей романа «Нищенка» – Мансур любил читать романы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, М.Горького, А.П.Чехова и других русских писателей.

Кроме литературы на русском языке, в городских медресе особенно были распространены книги на турецком языке. В основном, переводы французских романов. Описание свободных европейских нравов оставляло большое впечатление в неокрепших умах шакирдов.

Например, повесть Гаяза Исхаки «Жизнь ли это?» ("Тормышмы бу?", 1909) хорошо иллюстрирует тенденцию, когда пикантные переводные романы действовали на шакирдов не очень благотворно. Это произведение оформлено в виде дневника учащегося медресе. Повествование ведется от первого лица с 1895 по 1908 год и представляет собой описание пути морального разложения молодого человека. Намеки на безнравственность учеников медресе присутствуют и в рассказе «Дядя шакирд» ("Шәкерт абый"). К слову, оба литературных произведения были восприняты татарской общественностью неоднозначно. Так авторы томской газеты «Сибирия» в 1912 году обвинили писателя в том, что он очерняет имя шакирда.

Несмотря на подобную критику произведений Гаяза Исхаки, в его прозе достаточно примеров, свидетельствующих так же и о высокой нравственности, и религиозности шакирдов татарских медресе. И, конечно, всех шакирдов-героев Гаяза Исхаки объединяет наивная юность и стремление к знаниям.

Читайте также:

О биографии Гаяза Исхаки - Самый популярный татарский писатель

"Тымытык халкына гаҗәпләнәм": как учились в татарской деревне 100 лет назад