(Продолжение. Начало здесь).
Предыдущий материал на эту тему вызвал большой интерес, так что продолжаем. Однако набежавшие «танкофилы» внесли свои коррективы. Возможно, они неплохо разбираются в вопросе, но не могут (или не хотят) выражать свои мнения корректно. Посему в данном материале закрываю возможность комментировать. Настоящие знатоки военной техники меня поймут и простят возможные огрехи.
Армейский внедорожник «Тигр», вероятно, знаком очень многим. Его даже используют для устрашения во время разгонов демонстраций несогласных с политикой нынешнего режима в российских городах.
Интересно, что работы по его созданию были инициированы компанией из ОАЭ, выделившей на них 60 миллионов долларов. Первые три образца были представлены на выставке в Абу-Даби в 2001 году.
Однако затем арабская сторона расторгла контракт и с 2005 года сама развернула производство аналогичных броневиков «Нимр» (также в переводе «Тигр»). В том же году началось серийное производство данной модели в Арзамасе. Цельнометаллический кузов машины устанавливается на раму и может вмещать до 4-6 человек, не считая экипажа в 2 человек.
Подвеска на рычагах и центральная система подкачки шин заимствованы у бронетранспортеров.
Бронированный вариант имеет броню толщиной 5-7 мм и тяжелей обычного варианта на 700 кг (средний вес машины – 7 тонн).
Зато он имеет такую прочность, что фактически рама такой машине даже не нужна.
На военные «Тигры» могут устанавливаться 30-мм пушки с дистанционным управлением, зенитно-ракетный комплекс «Гибка», противотанковый ракетный комплекс «Корнет» и т.д.
Вообще броневики этого семейства имеют множество вариантов: парадный автомобиль, штурмовой, гражданский (стоимостью не менее 7,5 миллионов рублей), десантный, командно-штабной, санитарный фургон, разведочный и т.д.
По данным Википедии, в Украине ВСУ захватили в качестве трофеев около 30 таких машин.
Военный 3-осный грузовик «Камаз-Тайфун» разрабатывался с 2010 года, производство ведется с 2014 года. Экипаж – 3 человека, десант – 14 человек, боевая масса – 22 тонны. Для России это новый класс машин, который в английском вариант называется MRAP.
Он возник изначально в странах Африки в ходе военных действий между регулярными частями и партизанами. Для транспортировки людей и грузов понадобились машины, защищенные от воздействия мин и ударов из засад – излюбленной тактики партизан.
Данный тип грузовиков состоит на вооружении таких стран, как США и ФРГ. В России выпущено около 300 «Камаз-Тайфун-К» с несущим кузовом, в 2017 году они применялись в Сирии. ВСУ захватили не менее трех таких машин.
Еще один «Камаз» - рамный грузовик на серийном шасси со странным названием З-СТС «Ахмат». (Имеется в виду Кадыров-старший, воевавший против российской армии в 1990-х?). З-СТС принимали участие в параде 9 мая 2022 года в Грозном, так как, по слухам, их заказали чеченские подразделения после участия в боях в Мариуполе.
Как и «Тайфун», машина 3-осная и имеет аналогичный класс защиты. Однако, по данным компании-разработчика «Ремдизель», собирается она в разы быстрее. Как сообщили сами разработчики, машина была создана менее чем за месяц: на серийное шасси поставили броню от «Тайфуна».
Видимо, не обошлось без заимствований от других брендов: машина даже внешне смахивает на «Уралы». В мае 2022 года З-СТС был принят на вооружение ВС РФ, и уже летом стал заходить в зону СВО в составе колонн российских войск.
Компанию им в таких колоннах составили новые «Уралы». Грузовик с изначальным индексом АМН-590951 был представлен на выставке-форуме «Армия-2022» в подмосковной Кубинке в обновленных вариантах «ВПК-Урал» (ВПК-59095С) и «Спартак». Ранее его привозили в Кубинку еще в 2019 году.
Как и в случае с З-СТС, речь идет о «сборной солянке» из ранее созданных и апробированных узлов: на серийное шасси с серийными же двигателем и трансмиссией «Уралов» поставили броню от бронеавтомобиля «Атлет». В принципе, распространенная во многих отраслях схема унификации узлов (в авиации новые самолеты вообще редко имеют больше 40% новых агрегатов и деталей). Но, конечно, всегда найдутся те, кто вопиёт «выфсеврети».
Известно, что 4 машины участвовали в учениях «Кавказ-2020», в условиях, максимально приближенным к боевым. А недавно их отправили на «испытания» в еще более реалистичных условиях. Фактически машина относится к тому же классу MRAP, что и «Камаз-Тайфун-К», и составляет ему прямую конкуренцию.
Броневик имеет несущий кузов с противоминной защитой, вмещающий экипаж в 12 человек. Пустынная раскраска «ВПК-Урал» на выставке «Армия-2022», как и, скажем, танка Т-90, недвусмысленно дает знать о стремлении поставлять такие броневики в страны Ближнего Востока или Африки.