Ридли Скотт снимает художественные фильмы уже почти полвека. Даже в свои 80 лет он не собирается снижать темпы, о чём свидетельствует особенно напряжённый 2021 год, когда с разницей в несколько месяцев вышли две его работы. Он трудился над проектами всех жанров и снял несколько культовых фильмов (например, «Бегущий по лезвию», первый «Чужой», «Гладиатор», «Тельма и Луиза» и другие).
При таком широком разнообразии вполне понятно, что не все фильмы Скотта стали победителями. Есть картины, которые были в какой-то степени успешными или понравились критикам, но остались незамеченными, и стали знаковыми лишь спустя годы после их первоначального выпуска.
Последняя дуэль – The Last Duel (2021)
«Последняя дуэль» – историческая эпопея, которая была одним из самых несправедливо недооценённых фильмов 2021 года. В фильме рассказывается о мести и жестоком обращении с женщинами в средневековой Франции.
То, как «Последняя дуэль» путешествует в прошлое – свободно опираясь на реальные события, – чтобы прокомментировать настоящее, и делает фильм интересным. Этому способствует и структура повествования: события воспроизводятся три раза, каждый раз с совершенно разных точек зрения, прежде чем истина раскрывается в последней из этих точек зрения, как раз в тот момент, когда фильм подходит к ужасающей и напряжённой кульминации. Здесь также присутствует фантастическое внимание к деталям и прекрасная игра всего актёрского состава. Как фильм не смог получить ни одной номинации на премию «Оскар», остаётся одной из самых больших загадок 2021 года.
Великолепная афера – Matchstick Men (2003)
Выпущенный в 2003 году, фильм «Великолепная афера» находится на ничейной земле. Он не настолько свеж, чтобы считаться «новым», но, учитывая, что ему ещё не исполнилось 20 лет, нет ощущения, что он существует достаточно давно, чтобы стать классикой.
Впрочем, даже если бы фильм был немного старше, он, возможно, не стал бы «классикой», но это довольно хорошая история, которая является уникальной в фильмографии Ридли Скотта. Это комедийная криминальная история о двух мошенниках и сложностях, которые возникают, когда один из них внезапно воссоединяется со своей дочерью-подростком, с Николасом Кейджем и Сэмом Рокуэллом в в главных ролях.
Царство небесное – Kingdom of Heaven (2005)
Фильм «Царство небесное» представляет крестовые походы в масштабах, невиданных ни до, ни после, и является одной из самых крупных эпопей последнего времени, соперничая с жанром в период его расцвета в 1950-х и 1960-х годах. Сюжет сложен, персонажей много, а батальные сцены поистине впечатляющи.
Главная причина того, что эта менее известная картина Ридли Скотта не всегда упоминается среди его величайших работ, заключается в том, что его релиз навредил ему. Когда фильм впервые вышел в прокат, он длился 144 минуты, предлагая зрелищность, но разрушая течение сюжета и оставляя слишком много необъяснимых вещей. Позднее режиссёрская версия кардинально изменила восприятие фильма, добавив около 45 минут к продолжительности и сделав историю гораздо более последовательной и удовлетворительной. Необходимость искать гораздо более совершенную версию фильма снижает его доступность и, вероятно, именно это и привело к тому, что «Царство небесное» остаётся недооценённым, несмотря на его относительно недавний выход и похвалы тех, кто видел режиссёрскую версию.
Прометей – Prometheus (2012) и Чужой: Завет – Alien: Covenant (2017)
Возможно, неправильно называть «Прометей» и его продолжение «Чужой: Завет» недооцененными в традиционном смысле. Каждый из них получил достойные отзывы критиков, а первый стал скромным хитом и вызвал немалый ажиотаж во время своего выхода, поскольку представлял собой возвращение Ридли Скотта к франшизе «Чужой», которую он начал ещё в 1979 году.
Но, возможно, «Прометей» был слишком тщательно изучен как приквел «Чужого», хотя это не было его главной задачей; скорее, это была ещё одна история, рассказанная во вселенной «Чужого». А когда фильм «Чужой: Завет» вернулся к истокам серии, фанаты, похоже, отвергли его за подражание тому, что они видели раньше. Поскольку «Прометей» использует уникальный подход к научной фантастике, а «Чужой: Завет» обновляет классическую формулу «Чужого», каждый из них заслуживает, по крайней мере, немного меньше ненависти, которую они получили за годы, прошедшие с момента выхода каждого из них.
Гангстер – American Gangster (2007)
В последние годы популярность правдивых криминальных историй не уменьшилась, как и популярность байопиков. А Дензел Вашингтон по-прежнему остаётся таким же популярным актёром, каким он был в 2007 году.
Поэтому немного странно, что криминальный фильм, основанный на реальной истории, с сильной игрой Дензела Вашингтона в главной роли, был в основном забыт, несмотря на хорошие отзывы с момента выхода, но такова ситуация, в которой оказался «Гангстер». Хотелось бы надеяться, что фильм не сотрётся из памяти навсегда, потому что он хорошо держится и оправдывает свою продолжительность благодаря амбициозной и увлекательной истории. Но пока это ещё один фильм, который исчез в фильмографии Ридли Скотта, просто потому, что в ней уже так много хорошего.
Дуэлянты – The Duellists (1977)
«Дуэлянты» – дебютный полнометражный фильм Ридли Скотта, и хотя он далёк от его лучших работ, это всё же яркий первый фильм. В центре сюжета – соперничество двух французских лейтенантов, которые на протяжении нескольких лет проводят серию дуэлей, причём ни один из них никогда не побеждает другого, и в результате все их споры продолжаются и обостряются.
Харви Кейтель и Кит Кэррадайн сыграли в фильме две сильные главные роли, показав, как Ридли Скотт умеет добиваться хороших результатов от своих актёров, даже на заре своей кинокарьеры. В фильме также есть очень приятные визуальные эффекты, большое внимание к деталям и надёжное действие, которые постоянно присутствуют во многих картинах Скотта, снятых после «Дуэлянтов».
1492: Завоевание рая – 1492: Conquest of Paradise (1992)
Фильм «1492: Завоевание рая» был снят к 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом, и именно об этом он и рассказывает. Он использует романтизированный, почти мифический подход к истории, рисуя Колумба в героическом свете и избегая его тёмных сторон, что делает «1492» проблематичным для восприятия.
Если рассматривать фильм как специфическое изображение истории, не заботясь об исторической точности, то он в значительной степени работает, так как визуально великолепен, хорошо поставлен, наполнен захватывающими, запоминающимися сценами и чувствует себя в достаточной степени мифологическим. Но, пожалуй, рискованно и даже безответственно скрывать правду, когда речь идёт о такой исторической фигуре, как Колумб. Поэтому вполне понятно, почему «1492: Завоевание рая» нравится не всем.
Однако режиссёрские и технические качества фильма в целом замечательны. Если бы они были соединены с сюжетом, который был бы честным по отношению к истории, фильм вполне мог стать одним из лучших у Ридли Скотта.
==========
Спасибо за то, что прочитали статью!
Не стесняйтесь делиться своими комментариями :) И, конечно же - подписывайтесь на мой канал, если ещё не подписаны!