弃文从武,太极拳社开先河
Qì wén cóng wǔ, tàijí quán shè kāi xiānhé
Отказавшись от литературы и занимаясь боевыми искусствами, положил начало сообществу тайцзицюань
В статье про противостояние Удана и Шаолиня упомянули одного важного персонажа. И прежде, чем продолжить повествование о конфронтации между Ван Цзыпином и Гао Чжэндуном, поговорим о Е Дами.
Есть мнение, что он был одним из основных лоббистов Уданского факультета, продвигая уданский цзянь и придуманный им уданский #тайцзицюань. Основу для него он взял в линии Ян (杨式太极拳为骨架 yáng shì tàijí quán wèi gǔjià), а "внутреннее наполнение" - у линии Сунь (孙氏内家拳sūn shì nèi jiā quán).
После окончания средней школы, он бросил образование и начал заниматься боевыми искусствами, подал заявление в ускоренную школу армии Цзянбэй и после ее окончания был направлен в подразделения этой армии для прохождения службы. В дальнейшем, за двадцать лет службы в армии, он дойдет с низшего звена до офицера штаба дивизии.
После Учанского восстания 1911 года Е Дами направился в Ханчжоу по приглашению Чэнь Фучэня (陈黻宸 Chén Fúchén 1859-1917), тогдашнего председателя ассамблеи провинции Чжэцзян, и командира местного ополчения (民团 míntuán) Ма Сюйлуня (马叙伦 Mǎ Xùlún, 1884-1970). Позвали его для участия в организации военных формирований нового образца на территории провинции Чжэцзяна.
Но до своей военной карьеры, в молодости, Е Дами тренировал Наработку бронзового колокола (铜钟功 tóngzhōnggōng), которую в1863 году Эмэйский монах Хунхун притащил в его родной уезд Жуян. Тогда же он изучал сяобагуацюань из стиля Цайлифо (蔡李佛 Сàilǐfó). В 1917 году, будучи адъютантом восьмого полка второй дивизии армии Чжэцзян, он стал практиковать стиль Ян тайцзицюань у знаменитого Тянь Чжаолиня.
В 1919 году Е Дами подружился с двумя известными мастерами боевых искусств. Первым был Сунь Цуньчжоу (孙存周 Sūn Cúnzhōu,1893-1963), второй сын Сунь Лутана, он в то время был известен в Мире Улинь как «святой кулачного искусства» (拳圣 quánshèng). Другой был Хуан Юаньсю (黄元秀 Huáng Yuánxiù,1884-1954), больше всего знаменитый Уданским цзянем, хотя он с детства изучал разные боевые искусства и долгое время служил в армии провинции Чжэцзян. Эта троица часто встречалась, чтобы обмениваться знаниями. А еще они ходили за наставлениями к Сунь Лутану.
В ноябре 1926 года Е Дами основал «Клуб тайцзицюань Удан» во Французской концессии в Шанхае, обучая тайцзицюань в стиле Ян , уданскому мечу и толкающим рукам-туйшоу. Иногда утверждается, что это был первый зал открытого обучения тайцзицюань, однако это не так! Раньше открылся "Зал внутренних боевых искусств" Сунь Лутана, а в самом Шанхае уже был зал кулачных искусств "Тщательности и мягкости" ("致柔拳社 zhìróu quánshè) основанный Чэнь Вэймином в мае 1925 года, однако там также преподавали #багуачжан и другие боевые искусства. Однако можно согласиться, что "Ассоциация кулачного искусства Уданского тайцзицюань" (“武当太极拳社” wǔdāng tàijí quánshè) было первой, где изучали только тайцзицюань. Но это было время, когда различные Ассоциация кулачного искусства" (拳社 quánshè) возникали одна за одной.
В ноябре 1927 года мастер боевых искусств Ли Цзинлинь отправился из Тяньцзиня по морю на юг, в Шанхай, и Е Дами затем пришел в дом Ли, чтобы изучить у него его технику Уданского прямого меча (武当对剑 Wǔdāng duì jiàn). Потом он говорил, что его достижения в тайцзицюань были полностью реализованы с помощью меча.
В 1928 году мастера тайцзи Ян Шаохоу (1862-1930) и Ян Чэнфу (1883-1936) приехали в Нанкин, и Е Дами учился тайцзицюань, фехтованию на мечах (цзянь и дао) и бою на шестах у братьев Ян.
博采众长,
另辟蹊径
Bó cǎi zhòng cháng,
lìng pì qī jìng
заимствовать все лучшее, что есть у других,
создавая нечто новоеВ какой-то момент он решает объединить разные специфические особенности из тайцзицюань, багуачжан и уданского меча, создав свой собственный семейный стиль:
- основные особенности большого, среднего и малого "каркаса" стиля Ян (杨氏大、中、小拳架 yángshì dà, zhōng, xiǎo quán jià);
- наклонное раскрытие ладоней и технику вращения телом (斜开掌转身法 xiékāizhǎng zhuǎnshēnfǎ);
- использование проворных вращений кистями ( 转臂捷用法 Zhuǎn bì jié yòngfǎ).
Таким образом сформировав уникальный стиль, искусный и подвижный (轻灵活泼 qīnglíng huópō), спокойный и расслабленный (沉着松净 chénzhuó sōngjìng), плавный и непринужденный ( 舒展大方 shūzhǎn dàfāng), он назвал его «Ецзяцюань» (叶家拳 yè jiā quá).
В 1927 году Чжан Чжицзян, Ню Юнцзянь, Ли Лецзюнь, Цай Юаньпей и другие официальные лица Гоминьдана инициировали создание Национального исследовательского центра боевых искусств, целью которого являлась подготовка военных инструкторов, учителей боевых искусств в средних школах и инструкторов боевых искусств в общественные спортивные организации. В то время почти во всех начальных и средних школах страны были созданы группы обучения боевым искусствам. Е Дами с удовольствием участвовал в этом образовательном процессе, и был не только назначен преподавателем, но и привлекался в качестве судьи на Всекитайских испытаниях по боевым искусствам.
Он был судьей в ноябре 1929 года на Ассамблее в Ханчжоу (国术游艺会 guóshù yóuyìhuì). Тогда, памятуя скандал с судьями на Первых всекитайских испытаниях по боевым искусствам, в судейскую коллегию включили 37 известных деятелей боевых искусств, в том числе Сунь Цуньчжоу и Гао Чжэндуна, про которого мы упоминали в предыдущей части.
Е Дами активно участвовал в такой судейской деятельности с 1930 по 1936 год. Он был судьей Вторых экзаменов в Шанхае (海市第二次国考 shànghǎi shì dì èr cì guó kǎo), на Вторых и Третьих Национальных спортивных состязаниях по боевым искусствам (第二、三届运动会国术比赛 dì èr, sān jiè yùndònghuì guóshù bǐsài), судил борцовские состязания на Шестых национальных играх народов Китая (中国第六届全运会 zhōngguó dì liù jiè quán yùn huì) и Шанхайские детские состязания по боевым искусствам (上海儿童国术运动会 Shànghǎi er tóng guóshù yùndònghuì).
Почему мы так акцентируем на этом? Да все просто: во время "разборок" между Уданским и Шаолиньским факультетами Центрального Института Гошу его тоже привлекали в качестве судьи... Но об этом после.
Интересно, что начале 1960-х годов товарищ Чэнь Тао пригласил его в «Санаторий цигун» (气功疗养所 qìgōng liáoyǎng suǒ) на улице Хунань для преподавания #цигун и тайцзицюань.
Однако дальнейшая судьба самого Е Дами была печальной. Во время Культурной революции он был замешан в т.н. «контрреволюционном деле» Тянь Ханя и Ян Ханьшэна и подвергался преследованиям. В итоге умер от болезни в Шанхае в сентябре 1973 года в возрасте 86 лет.
Вот такая непростая история...
Дм. Моисеев, СПб - 2022