Сейчас много говорят о вреде раннего обучения и развития интеллектуальных способностей. А я всецело "ЗА" помощь мозгу ребёнка в развитии, что называется, с пелёнок.
Чаще всего родители воспринимают раннее развитие очень однобоко, только с т.з. развития интеллекта. Начинают обучать младенца иностранным языкам, показывать буквы и тому подобное.
Встречала в своей практике, когда родители музыканты 10 месячного ребёнка старались научить хлопать ладошками чётко в такт ритму разных музыкальных произведений. Хорошо, не автора называть.
Ну, что же поговорим про интеллект и выясним,
чем же его можно стимулировать на 1ом году жизни.
А в конце придём к ВЫВОДУ с 6ю основными пунктами для руководства к действию для родителей и специалистов.
Интеллект живёт в нейронных связах головного мозга.
👇🏼
Нейронные связи появляются и закрепляются при помощи многократно повторённого опыта.
👇🏼
У ребёнка первого года жизни очень активно формируются нейронные связи коры головного мозга. Ведь он появляется на свет без неё, а к году она уже должны быть сформированы:
- её первичные поля - отвечают за восприятие
- от части вторичные - отвечают за способность к анализу и синтезу
Все когнитивные функции ребёнка зарождаются именно здесь.
Заметьте, что кору головного мозга ещё называют ДВИГАТЕЛЬНОЙ.
Нейронные связи в ней формируются под действием двигательной и познавательной активности ребёнка. И чем самостоятельнее будет эта активность, тем обширнее и прочнее нейронные связи.
Те нейроны, которые не попали в связи просто на просто отмирают.
Чем больше нейронных связей - тем выше когнитивные способности.
Получаем, что ребёнку нужны
определённые САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ движения и ещё обилие без перегрузки информации с органов чувств для формирования определённых зон коры гол/мозга.
В головном мозге есть определённая СХЕМА, которая заставляет ребёнка принимать определённые ПОЗЫ и выполнять определённые ДВИЖЕНИЯ для качественного формирования самой двигательной коры, ну, и подкорковых структур заодно.
Так задумано природой, что осваивая мир, благодаря заложенной познавательной активности и этим положениям и движениям по схеме, ребёнок полноценно формирует интеллект, адекватный возрасту.
Если вносится что-то лишнее и с опережением, то мозговые структуры "сбиваются с толку" пергружаются и формируют не совсем или совсем не качественные нейронные связи в коре, или с перекосов в какую-то функцию.
Иногда травмирование мозга или напряжения в теле
не дают качественно реализоваться положению или движению из СХЕМЫ.
Вот тут-то и нужна помощь специалиста - двигательного терапевта
Главное, чтобы родители вовремя это заметили.
ВЫВОД
Для формирования интеллекта на 1ом году жизни нужно:
- своевременном поощрять и стимулировать те позы и движения, которые по чёткой схеме распаковываются из мозга в тело ребёнка (есть специальные таблицы), среду, в которой у ребёнка есть желание двигаться к различным целям
- создавать окружающую среду, вызывающую ребёнка живой интерес без информационной перегрузки (развивающая окружающая среда ребёнка 1го года жизни)
- не создавать те положения и движения, которые идут в разрез со СХЕМОЙ длительного развития, заложенной в головушку каждого малыша (например, упражнения из физкультуры для взрослых)
- не выполнять ни какие действия за ребёнка, а только мягко стимулировать и слегка подталкивать в нужную сторону для совершения ребёнком самостоятельного движения
- не подгонять ребёнка в развитии, руководствуясь принципом "шаг за шагом без перескоков"
- дать малышу как следует освоить каждое новое движение или положение, предлагая разнообразие игр, образов, звуков и тактильных ощущений
Дорогие родители и бабушки с дедушками,
поделитесь, как вы развиваете мозг своего младенчика?