Найти в Дзене
Зоя Belaya

О чувстве Родины, предках и картинах Константина Васильева

Не давались мне интегралы на втором курсе вуза, «хвостов» решила не ждать и отправилась на консультацию. Коротая время, села в уголке и стала листать журнал. Подошел завлаб слово за слово, неожиданно спросил, знакомы ли мне картины Константина Васильева. На мой отрицательный ответ достал из кармана пиджака набор репродукций. Набор быстро перекочевали ко мне в качестве подарка. Картины приняла сразу, возможно, не понимая всю их глубину, но видя символику, трактовала #сюжет по-своему, он давал свободу выбора, которым мы все так дорожим. Суровые лица мужчин с неподкупными глазами, русые волосы женщин с высокими лбами, пальцы как когти орла, вороны на наличниках, рубахи цвета страсти – будто заглядываешь в книгу судеб. В ожидании отпуска приобрела путеводитель и нашла #музей К. Васильева, который пополнил список того, что нужно обязательно увидеть в Казани. В музее было тихо, плитка под ногами покачивалась, я впервые увидела подлинники. И отправилась моя душа в плаванье от семейных фотогра

Не давались мне интегралы на втором курсе вуза, «хвостов» решила не ждать и отправилась на консультацию. Коротая время, села в уголке и стала листать журнал. Подошел завлаб слово за слово, неожиданно спросил, знакомы ли мне картины Константина Васильева. На мой отрицательный ответ достал из кармана пиджака набор репродукций. Набор быстро перекочевали ко мне в качестве подарка.

Тот самый набор репродукций Константина Васильева
Тот самый набор репродукций Константина Васильева

Картины приняла сразу, возможно, не понимая всю их глубину, но видя символику, трактовала #сюжет по-своему, он давал свободу выбора, которым мы все так дорожим. Суровые лица мужчин с неподкупными глазами, русые волосы женщин с высокими лбами, пальцы как когти орла, вороны на наличниках, рубахи цвета страсти – будто заглядываешь в книгу судеб.

В ожидании отпуска приобрела путеводитель и нашла #музей К. Васильева, который пополнил список того, что нужно обязательно увидеть в Казани.

Вход в музей Константина Васильева. Казань, улица Баумана
Вход в музей Константина Васильева. Казань, улица Баумана

В музее было тихо, плитка под ногами покачивалась, я впервые увидела подлинники. И отправилась моя душа в плаванье от семейных фотографий и детских акварелей к первым работам художника.

Константин Васильев с сестрой Валентиной Васильевой. 1968 год. Фото со стенда музея
Константин Васильев с сестрой Валентиной Васильевой. 1968 год. Фото со стенда музея

Сюрреализм и абстракция Васильева мне были едва знакомы, и первые залы были настоящим открытием.

Стену одного из помещений занимают портреты известных композиторов и деятелей культуры. Черно-белая графика очень выразительна и подчеркивает индивидуальность каждой личности.

Портреты композиторов и деятелей культуры
Портреты композиторов и деятелей культуры

Увидела и «Свияжск», не на репродукции, а настоящее полотно с серо-свинцовым небом и одинокой женской фигуркой на ветру. Здесь смещены уровни реальности, в сущности #картины Васильева все таковы, поэтому так и запоминаются, потому что полны жизни и переживаний.

Свияжск. Холст, масло
Свияжск. Холст, масло

Ему было всего 34 года, когда он ушел из жизни. Причины тpaгeдuu до сих пор неизвестны. Константин Алексеевич оставил после себя около 200 картин, которые практически все представлены в маленьком музее на улице Баумана. По словам близких много картин #художник уничтожал, считая их ерундой.

Родился К.А. Васильев осенью 42-го в Майкопе. Большую часть жизни прожил под Казнью в поселке Васильево. В закутке второго этажа воссоздана одна из комнат музея художника – мастерская. Вероятно, многое условно, но донести образ жизни Васильева устроителям удалось.

Фрагмент комнаты художника
Фрагмент комнаты художника

Константин Алексеевич работал учителем рисования в школе, художником на заводе, участвовал во многих выставках, интересовался политикой, был окружен друзьями и единомышленниками. Рисовать начал с 11 лет, любил музыку, одна из картин написана под «Полет Валькирии». Везде носил с собой самодельный мольберт, в лесах рождались этюды, дома начиналась импровизация.

Деревня Васютино. 1971 год. Картон, масло
Деревня Васютино. 1971 год. Картон, масло

Прошел через творческий кризис, пробовал разные техники, любил пейзаж, сидел в библиотеках, изучал Леонардо да Винчи, Боттичелли, Васнецова, Шишкина, Репина. «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, сыграло важную роль в его творчестве. Жаль не завершил триптих, но и то, что оставил как молитва.

Слева направо: "Евпраксия", "Плач Ярославны", "Человек с филином" 1976 год
Слева направо: "Евпраксия", "Плач Ярославны", "Человек с филином" 1976 год

В том самом открыточном наборе мне запомнилась репродукция «Северная легенда», для себя я назвала ее «Байкал» и какое-то время носила в одном из конспектов. Возможно, именно тогда и пришло понимание Родины.

Неподражаем цикл картин посвященных ВОВ. Проникновенные работы, нерв и правда; временные границы стерты, на битвy с Горычем и opдами идут русские, чтобы защитить свой дом и свою землю.

Васильев стал известен благодаря картинам, которые изображают героев русских былин и скандинавских саг. С полотен смотрят и простые люди, суровые и немногословные северяне.

"Фридрих I" 1968 год, "Вотан" 1969 год, "Маршал Жуков" 1968 год
"Фридрих I" 1968 год, "Вотан" 1969 год, "Маршал Жуков" 1968 год

«Человек с филином» некий итог поиска себя, после которой Константин Алексеевич сказал матери, что знает, как надо писать. Работа-символ, мистическое полотно - филин, плеть, свиток, пламя – мудрость, истина, беспристрастность.

На последних работах художник ставит подпись «Константин Великорус». Нет, рубаху на себе не рвал и не кричал, что он русский, в своих картинах он показывал, что чувствует #человек и как видит #мир.

-10

Земля, где родились мы и наши предки, голос Родины – все это в небольшой экспозиции музея в Казани, где портрет маршала Жукова соседствует с Одином, напротив заламывая руки плачет Ярославна и Евпраксия с младенцем на руках шагает в бeзднy; в простенке между окон на посетителей загадочно смотрит женщина, скрывая тайны бытия в потоке медных волос.

Спасибо, что прочитали!