Август – «горячая» пора для воспитателя. Нужно проверить, всё ли готово к началу нового учебного года. Маленькие воспитанники уже начинают приходить в детский сад, и наступает как всегда непростой адаптационный период. Родители «новичков» хотят поскорее познакомиться с педагогами, увидеть помещения и удостовериться, что их ребёнку будет хорошо в группе. Август – время встречи в детском саду «гостей всех мастей» из контролирующих организаций: санитарных врачей, пожарных, управленцев, отвечающих за социальные и образовательные вопросы в муниципалитетах и других. Все эти заботы «ложатся на плечи» воспитателя и заставляют забыть о недавнем отпуске.
Руководители и педагоги детских садов задают многочисленные вопросы о том, как представить детский сад на высоком уровне проверяющим и родителям, как выполнить зачастую противоположные требования, которые они предъявляют.
И улыбка, без сомненья, вдруг коснётся ваших глаз ... Настройтесь на позитивное взаимодействие. Все, кто обращается к вам с вопросами, требованиями или просьбами, будь то проверяющие или родители, хотят того же, что и вы: чтобы дети были в безопасности, окружены заботой и вниманием сотрудников детского сада, чтобы образовательный процесс был успешным, а работа воспитателей – эффективной. Поэтому поддерживайте доброжелательный тон, улыбайтесь, показывайте, что вы рады возможности побеседовать или выслушать именно этого человека.
Что конкретно ты имела в виду? Выясните, что конкретно требует или просит проверяющий или родитель. Чётко сформулированное требование / пожелание позволит вам его выполнить или аргументированно отказать. Если высказывания слишком общие, если ваш собеседник выражается неясно, обязательно задайте уточняющие вопросы.
Помедленнее, пожалуйста … Я записываю! Заранее подготовьте блокнот и ручку и запишите основное или сделайте пометки «для памяти». Если требования проверяющих из разных организаций противоположны, попросите назвать нормативное положение, в котором говорится, что в группе должно быть именно так, а не иначе. Запишите документ, номер положения. Можно сразу, в присутствии проверяющего, уточнить требование, заглянув в документ в интернете. Это поможет вам в сложных или спорных ситуациях, например, таких, о каких нам рассказала одна из коллег.
«Работаю в детском саду. Каждый август проверки, приёмка ДОО. Приходит куча важных теть и дядь, в том числе пожарный инспектор и Роспотребнадзор. Так вот, по указаниям Роспотреб - ковёр в игровой должен быть приклеен к полу, чтобы дети не зацепились за край и не упали. Но по приказу пожарных, ковёр должен быть не зафиксирован, чтобы в случае небольшого очага его можно было накинуть на источник огня. И вот идут эти ребята друг за другом с разницей в пять минут, а мы с ковром играемся».
Следуйте четвёртому правилу Глеба Жеглова, проявляйте к человеку искренний интерес. Показывайте собеседнику заинтересованность в разговоре. Этим вы не только покажете, что стремитесь делать свою работу лучше, но и проявите уважение к собеседнику. Выслушивайте, не перебивая, не стесняйтесь уточнять, правильно ли вы поняли.
Одна готова – хорошо, а две – лучше. Попросите у собеседника совет, что нужно сделать, чтобы выполнить его требование или пожелание. Если у вас есть сомнения, в том, что это можно реализовать, поделитесь ими. Если высказывания собеседника противоречат требованиям нормативных документов, обязательно скажите об этом. Постарайтесь вместе найти решения сложных ситуаций.
Всё, что происходит с нами на работе, хорошее и не очень, пополняет наш педагогический опыт, делает его богаче и разнообразнее. Относитесь к общению с проверяющими и родителями как к тренировке профессионализма, к возможности применить свою компетентность и поднять её на новый уровень.
С наступающим Новым учебным годом!