"Скука является для человека поводом делать нечто большее, чем удовлетворять физические потребности, она – метафизический повод для метафизических движений», – пишет Бенно Хюбнер (1931-2016), немецкий философ, исследователь в области философии искусства и автор работ о смысле и его поиске в современном мире.
Вопрос возникновения скуки-отнюдь не новый, хотя это явление в 20-м веке стало гораздо более широким и, можно сказать, "демократизировалось"
Если взглянуть ретроспективно, то далеко не всегда к скуке относились негативно. Да, ее присутствие не из приятных. И именно этим она ценна. Только человек почему-то имеет возможность и способность скучать. Об этом писали христианские подвижники, называя скуку "полуденным бесом". Искушение, вызываемое чистым, незаполненным временем.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, раннехристианский аскет и подвижник, описывает данное состояние так. Отшельник вдруг начинает терзаться сомнениями, что «он не может спастись, что стоит оставить келью», ощущает чрезвычайное «ослабление тела и голод», будто бы он утомлен после длинного пути или же перенес многочасовой каторжный труд; подвижник начинает «беспокойно озираться, вздыхает… часто то выходит, то входит в келью» [Иоанн Кассиан Римлянин]. «Таким образом, – резюмирует Иоанн Кассиан, – в таком неразумном смущении духа, как будто земля покрылась мраком, [он] пребывает праздным, не занятым никаким духовным делом, и думает, что ничто не может быть средством против такой напасти, кроме как посещение какого-либо брата или утешение сном» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей).
Что есть практика медитации в буддийских монастырях? Всматривание в скуку, в тщетность суеты вглядывание в "ничто". Более того, повседневная жизнь в монастырском укладе-бесконечное повторение одних и тех же действий, очень ранний подъем (3,3:30 утра), один и тот же чай, в одно и то же время, практики молитвы, медитации, все очень размеренно и рутинно. И вы никуда не можете деть себя от скуки, которая в данном случае стоит прямо перед вами. Вы с ней мужественно встречаетесь каждый день. Без отвлечений, развлечений, плакатов, вывесок и уведомлений.
Иосиф Бродский в своей знаменитой "Похвале скуке" говорит о неизбежной "механике повторений"-которая и есть жизнь." Скука-это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит нашему душевному равновесию". Сравнение наркомана с героиновой иглой и любителя клиповых видео и вовсе указывает прямо в сегодняшний день. Хотя, что греха таить, я сама лично "прилипаю"к котикам или к урокам макияжа. Потому что избыточность времени и ощущение собственной незначительности очень хочется поскорее чем-то "забить", заглушить, заполнить.
Однако, Бродский, вслед за аскетами и послушниками монастырей, советует предаться скуке. Впустить ее, обняться с ней, такой душной и мутной. Устроить свой собственный "Пикник на обочине" времени, с полным ощущением собственной конечности и непонятности-что делать с этим странным артефактом, под названием "я", который заброшен в Зону, а назначения не понимает.
Мартин Хайдеггер считал феномен скуки отправной точкой для обнаружения самого себя и своего подлинного бытия. Причем осознание ее может прийти и как воспоминание-например, после утомительного рабочего дня вас позвали в гости. Вы предвкушаете, вы рады, но непосредственно в гостях впадаете в какое-то оцепенелое, сонливое состояние. А затем, по возвращении домой понимаете-что ведь было просто скучно.
Иммануил Кант видел в скучающей медлительности уменьшение, деградацию жизни. Преодоление такого ипохондрического состояния возможно в целесообразном труде и в организующем ритме деятельности. Но опять же-рутина, повторение (знаменитые прогулки Канта-строго по часам). Для него это было противоядием, но вопрос тут в том, что является центром, логосом движения. Поскольку лихорадочная смена деятельности-облегчения не принесет. Это замечает и Мартин Хайдеггер-от скуки не спастись деятельностью ради деятельности. Это может лишь "замылить" ее восприятие.
Возвращаясь к Бродскому- клише есть противоположность искусства. Иными словами, творческая активность-соответствующая природе и склонности данного индивида-может быть лекарством. Восприятие искусства? Я бы, конечно, сказала - да. Но здесь вопрос в способности восприятия, которая, впрочем, воспитывается. Когда-то один очень умный человек посоветовал мне записывать в специальный блокнот все свои впечатления и мысли - от прочитанного романа, стихотворения, просмотренной выставки, прослушанной симфонии. Далеко не всегда я следую его (кстати, дельному) совету. Но периодически, да, пишу. Конспектов у меня скопилось много. Отчасти, поэтому все эти действия, видео, концерты с лекциями, дзены и ютюбы-возникли.
Кстати, пока я изучала материалы про скуку и писала этот краткий очерк-незаметно проскользнули несколько часов. И то хорошо. Хотя я вовсе не против иногда поскучать.
Желаю вам плодотворных размышлений и чтений. Спасибо за внимание, лайк, подписку и все, все, все
#философия жизнь, скука, дзен, книги