Найти тему
Незримая помощь

СЕДМИЕЗЕРНАЯ икона Божией Матери - защитница, усмирившая чуму

Дорогие друзья, моя предыдущая статья была посвящена чудотворному образу Смоленской Божией Матери, прославившемуся защитой Русских пределов от иноземных завоевателей и вставшему на пути губительных эпидемий, опустошавших наше Отечество в прошлые столетия. Сегодня я хочу рассказать вам об особом изводе этой иконы Небесной Владычицы, именуемом Седмиезерным, также прославленном многими исцелениями и спасением людей от смертоносных инфекций.

Этот образ отличается от Смоленской иконы Божией Матери положением Ее десницы. На чудотворном Седмиезерном изображении длань Богородицы развернута к молящимся так, словно бы Матерь Божия осеняет их. А на всех последующих сделанных с него списках Владычицу писали со сложенными в благословляющем жесте перстами. Принадлежит этот лик Пречистой Девы к иконографическому типу Одигитрия, в переводе с греческого означающего «Путеводительница», то есть «Наставница в пути».

чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери, пребывающая в наши дни в казанском Петропавловском кафедральном соборе
чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери, пребывающая в наши дни в казанском Петропавловском кафедральном соборе

О СЕДМИЕЗЕРНОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Летом 1613 года в местность под названием Семиозёрье (или по-старинному Седмиезерье - по числу окружавших ее озер) пришел некий ищущий уединения монах. Звали его Евфимий. Избранное им место находилось в 17-ти верстах от Казани, вдали от городской суеты и многолюдных проезжих дорог. Тишина и благолепие цветущей природы были здесь настолько умиротворяющими, что уже сами по себе пробуждали в душе отшельника смирение и укрепляли в нем желание во всем следовать Воле Божией. Потому, оставив всякие иные попечения, Евфимий соорудил себе шалаш и всецело погрузился в спасительные труды поста и молитвы.

Неизвестно, как долго подвигался он в этих краях, но только увидел монах однажды в тонком сне дивное видение: огненный столп восходил от его шалаша прямо к небесной выси. Воодушевленный этим знамением инок, провидя в том Господне Указание, поставил на месте, из которого исходил столп, вырезанный из дерева крест, а рядом выстроил для себя келью.

Через некоторое время слава об отшельнике Евфимии достигла пределов Казани, и со всех окрестных селений стали приходить к старцу искавшие наставлений люди. Приходили к нему и знатного рода бояре, и простолюдины, и такие же, как он, черноризцы, желавшие разделить с Евфимием его уединение. Со временим число пришедших сюда монахов так увеличилось, что в 1627 году в Седмиезерьи решено было основать обитель, получившую название Вознесенской. Главной святыней ее был чудесный лик Божией Матери, принадлежавший Евфимию. Когда-то он принес этот образ с собою в пустынь. Это было последнее благословение его родителей, когда, прощаясь с сыном, решившим посвятить свою жизнь Вседержителю, провожали они будущего подвижника в дальний монастырь из родного Великого Устюга.

Однако недолго пришлось пожить Евфимию в обустроенной им обители. Вскоре его вызвал в Спасо-Преображенский монастырь Казанский архиепископ Матфей. Родительское благословение монах увез с собою, однако через несколько месяцев, по великой любви к созданной им общине, он, все же, решил передать святыню в утешение печалующейся о разлуке с ним седмиезерной братии. По благословению архиепископа духовенство отслужило перед иконой молебен, и святыню крестным ходом проводили в пустынь. После этого многие чудеса подавались через нее посещавшим обитель богомольцам. На их пожертвования церковь, в которой пребывала реликвия, перестроили, возведя на месте прежней деревянной постройки каменный храм. Обитель стала быстро расширяться.

Но в июне 1654 года случилась беда: в государстве разбушевалась эпидемия моровой язвы, опустошавшей целые поселения. Свирепствовал мор и в Казани. Болезнь унесла жизни 48 тысяч жителей, и никакого снадобья в ту пору от этой лютой напасти не было. Люди оставляли свои дома и целыми семьями, со скудным скарбом и малыми детьми на руках, уходили в леса, в надежде, что там чума до них не доберется. Да что там! Во многих церквях и обителях в то время даже прекратились богослужения – просто некому было служить, всех положила смертоносная зараза!

И тогда игумен казанского Иоанновского монастыря Пахомий обратился к изможденным казанцам с воззванием. Он призвал всех, кто может еще стоять на ногах, идти на поклонение в Седмиезерную пустынь к чудотворному лику Небесной Владычицы и просить Ее пречистого заступления за страдающих Своих чад.

В то же время инокине одной из казанских обителей Мавре, день и ночь ухаживающей за больными и слезно взывающей к Господу о помиловании страждущих, явлен был в сонном видении старец в архиерейском облачении, ликом подобный святому Чудотворцу Николаю. Коснувшись руки Мавры, святитель повелел ей передать градоначальникам, что ждет Господь покаяния жителей города, после чего подаст им Помощь Свою через Седмиезерный образ Пречистой Его Матери, который как можно быстрее нужно перенести в Казань.

Горожане поспешили исполнить веление Чудотворца. Встречали икону многочисленным крестным ходом, вынеся навстречу ей прославленный чудесными деяниями Казанский образ Владычицы.

-2

Седмиезерную икону внесли в город через Воскресенские ворота и обнесли ею каменные стены. Потоки людей преклоняли колени на пути ее следования, чтобы над их головами пронесли исцеляющую святыню. По всей Казани не умолкал в то время звон колоколов. После этого образ стали носить с молебнами по домам, и страждущие начали получать исцеления. Когда лик Богоматери пронесли по всем улицам и домам моровая язва прекратилась: всего лишь через семь дней с момента прибытия Седмиезерной иконы в город улицы его полностью очистились от смертоносной инфекции.

С той поры ежегодно, 26 июня (по старому стилю), Седмиезерный образ решено было крестным ходом переносить в Казань. На торжественный этот ход богомольцы стекались не только из Казанской губернии, но и из самых отдаленных уголков обширной Империи. Под звон колоколов и войсковую музыку иконой осеняли четыре стороны света, а затем обносили ею дома и местные приходы. Целый месяц лик Заступницы прибывал в городе, после чего его возвращали в пустынь. Так продолжалось вплоть до упразднения обители в 1928 году. Настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни архимандрит Герман (Кузьмин) поделился однажды своими воспоминаниями: «Бабушки еще помнили, как эту икону встречали. Бесчисленное количество золота! Столько хоругвей! Столько народа! Люди плакали, кричали: «Несут! Несут!» Все старались лечь под икону. Ей служили Всенощную, Литургию и тут же уносили образ в другую деревню, потому что жители каждой деревни хотели, чтобы эта чудотворная икона посетила их жилища и освятила их. Монахи рассказывали, что ее носили также по всем близлежащим монастырям, чтобы освятить их этой чудотворной иконой».

Образ этот прославился и другими случаями прекращения по молитвам ему эпидемий. В «Сказании о Смоленской Седмиезерной иконе Божией Матери», созданном в XVII веке по благословению митрополита Лаврентия и дополнявшемуся вплоть до революционных событий, описаны 18 чудесных спасений от различных недугов, поражавших жителей окрестных селений. При этом многие случаи излечений не вошли в данный документ.

Однажды эта икона чудесным образом исцелила коменданта Казани генерал-майора Степана Кастелли, страдавшего от поразившего его ноги недуга так сильно, что градоначальник не мог передвигаться без посторонней помощи. Тщетно пытаясь получить облегчение болей у лекарей, он 24 января 1804 года посетил Седмиезерную пустынь. Четверо сопровождающих поднесли генерала к образу Пречистой Девы, чтобы он мог приложиться к святыне. Затем настоятель предложил коменданту помазать больные ноги елеем из неугасимой лампады от чудотворного лика Владычицы… На следующее утро Степан Кастелли выслушал Литургию и Акафист, самостоятельно стоя на окрепших дивным образом ногах.

-3

До революции в Седмиезерной пустыне было пять храмов и еще одна церковь возвышалась над целебным источником. Это был один из наиболее процветающих монастырей Казанской епархии, главным собором которого был разрушенный в годы богоборчества храм Смоленской Седмиезерной иконы Богородицы.

После закрытия обители эта чудотворная святыня длительный период считалась утерянной. Однако Милостью Божией это оказалось не так: сберечь реликвию удалось одному из последних насельников монастыря иеросхимонаху Серафиму (Кошурину). Старец унес образ с собою, и тот повсюду сопровождал его в скитаниях до самой кончины, последовавшей в 1969 году. Образ отец Серафим передал доверенным монахиням, которые и сохранили его в годы лихолетья для Христовой Церкви. Сегодня эта драгоценная святыня находится в Петропавловском кафедральном соборе города Казани.

К слову, помимо Седмиезерной иконы Божией Матери старцу Серафиму и его духовным дочерям удалось укрыть и сберечь от уничтожения мощи преподобного Гавриила Седмиезерного, а также некоторые другие святыни упраздненной пустыни.

Приезжающие на поклонение чудесному образу в наши дни паломники с умилением взирают также и на драгоценный оклад святыни, выполненный искусными мастерами жемчужной вышивки. Однако глава Татарстанской митрополии митрополит Анастасий, вспоминая о времени передачи реликвии в Петропавловский собор, рассказал следующее: «Когда икону передавали в храм, не было даже материала, чтобы сделать для нее приличный оклад. Собирали все, что можно было, и с Помощью Божией сделали все то, что на ней сейчас есть. В то время на образе Богородицы просто был сшитый чехол с прорезями для лика, и икона была настолько скромной, что если бы кто и захотел ее похитить, то не обратил бы на нее внимания, поскольку внешне она ничего (ценного) из себя не представляла. А сейчас она является украшением собора».

-4

Седмиезерная пустынь была возрождена в конце минувшего столетия. По благодати Божией среди окружающих ее лесных озер бьет несколько целебных ручьев, воды которых содержат повышенную концентрацию серебра. Чудесные врачевания никогда не прекращались в этой местности, паломники приезжали сюда даже в советское время, когда на месте монастыря были лишь его руины.

-5

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СПИСКИ СЕДМИЕЗЕРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ПРОСЛАВЛЕННЫЕ МНОГИМИ ИСЦЕЛЕНИЯМИ

Как вы уже знаете, первообраз этой дивной иконы находится в Петропавловском кафедральном соборе города Казани. В Седмиезерной же Богородицкой пустыне в настоящее время пребывает один из почитаемых списков образа, известный среди верующих многими подаваемыми через него чудесами. В минувшем столетии поднимался вопрос о передаче в обитель первообраза Владычицы, однако патриарх Алексий II не благословил перенесение святыни, считая, что Промысел Божий не случайно избрал местом ее нахождения Петропавловский казанский собор.

Седмиезерная икона Божией Матери в Седмиезерной Богородицкой пустыне
Седмиезерная икона Божией Матери в Седмиезерной Богородицкой пустыне

Древний чудотворный список Седмиезерного лика Божией Матери, принесенный из Седмиезерной пустыни после ее закрытия, пребывает в небольшой придорожной церкви святителя Гурия, Казанского Чудотворца, установленной близ деревни Петъялы Республики Марий Эл. Сохранились свидетельства старожилов рассказавших, что когда эту святыню внесли в церковь и начали служить перед ней молебен, на склоне находящейся поблизости горы забил целебный ручей.

Седмиезерный образ Богородицы в церкви святителя Гурия, Казанского Чудотворца, в деревне Петъялы Республики Марий Эл
Седмиезерный образ Богородицы в церкви святителя Гурия, Казанского Чудотворца, в деревне Петъялы Республики Марий Эл

Чудесный список XVII века есть в Арзамасе. Он создан по просьбе жителей, горячо веровавших в то, что этот образ поможет и им избавиться от бушевавшей в то время в государстве чумы. И надежды эти осуществились: по прибытии в город чудотворного списка грозная эпидемия пошла на убыль и вскоре навсегда оставила эти края.

Почитаемый список Седмиезерного лика Владычицы есть и в Москве, в церкви Успения Божией Матери, что в Казачьей слободе, впервые упомянутой в летописи 1642 года как «деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков)». В 1768 году здесь был возведен придел в честь Седмиезерного образа Богородицы. Одна из прихожанок церкви по имени Елена на сайте прихода оставила следующее свидетельство о произошедшем с нею по молитвам перед этим списком чуде: «В этом храме находится чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери. В конце 2015 года я случайно зашла в церковь, об иконе ничего не знала, но к ней словно притянуло. И в этот день я вылечилась от болезни. Долгое время были проблемы со зрением. Неожиданно и без реального лечения ситуация начала меняться к лучшему. И произошло это именно после соприкосновения с иконой. С тех пор уже много лет бываю в храме. И очень благодарна за Чудо».

В России есть также храм, освященный в честь Седмиезерной иконы Божией Матери. Он был построен в 2003 году в селе Семиозерье Ленинградской области.

храм Седмиезерной иконы Божией Матери в с. Семиозерье Ленинградской области
храм Седмиезерной иконы Божией Матери в с. Семиозерье Ленинградской области
-9

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья