На вопрос «Зачем ты обижаешься?» многие отвечают «Да потому что он/она…» Но вопрос был – ЗАЧЕМ, а не ПОЧЕМУ. Понимаете разницу? Когда мы отвечаем на вопрос ПОЧЕМУ, мы говорим о причинах и поводах. Когда на вопрос ЗАЧЕМ – о смыслах целях.
А разве можно обижаться с какой-то целью?! Я что, специально обижаюсь? Меня обижают, а мне радоваться, что ли?
Да, представляете, мы обижаемся с определенной целью. Точнее, целей аж три.
ЗАЧЕМ нам обижаться?
- Всегда найдутся те, кто пожалеет, поддержит. Тут цель обиды – получение внимания, заботы, принятия (которых в «обычном» состоянии обиженный может быть лишён или чувствовать себя лишенным их).
- Обидчик почувствует вину и изменит свое поведение (принесет извинения и компенсации вплоть до унижения). Цель – манипуляция чужими поступками.
- Можно какое-то время не общаться с обидчиком. (Это как раз та выгода, которая была у моей знакомой из заголовка). Цель – прервать неприятные взаимоотношения.
Если вы вынуждены в «обычной» ситуации терпеть неприятное общество (живете в одном доме, это родственники или друзья родственников), то ссора и обида – отличный способ заменить неприятную коммуникацию отсутствием коммуникации вообще. Да, ситуация все равно не решается. «Обидчик» не исчезает из жизни насовсем. Но для кого-то даже временное облегчение подходит.
Во всех трёх случаях пострадавшая сторона нередко намерено (или подсознательно) ищет поводы для обиды и получает желаемые (пусть порой и неосознаваемые) плоды.
ОбижатьСЯ – это обижать СЕБЯ
Знаете про возвратную частицу «ся» в русском языке? Обижаясь, вы обижаете СЕБЯ. Плохо чувствуете себя, прежде всего, вы. Как-то это деструктивно.
«Невозможно обидеть, возможно обидеться». О чем эта поговорка? О нашей реакции на неприятное. Мы – хозяева своих эмоций, мы ими управляем (порой с большим трудом). Обида – это одна из возможных реакций на ситуацию, но не единственная.
Мы можем проявить гнев (и дать обидчику «в рыло»), можем высмеять обидчика, можем увидеть в его нападках «зерно истины» и признать свою неправоту, можем в суд подать, чтобы пресечь всякие там посягательства. Но мы выбираем… обидеться.
Ещё есть вариант ПРОСТИТЬ. На мой взгляд – это некоторое лукавство. Наша память не позволяет полностью забыть неприятные случаи. Но обиды точно надо ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Как работать с обидами?
1) Прежде всего – понять, ЗАЧЕМ вы реагируете на конфликт именно так. Какова СКРЫТАЯ ВЫГОДА.
2) Найти способ получать то же самое иным способом:
Внимание, заботу, благодарность – через творчество, приятное общение, помощь (если о ней вас попросили)
Влияние на чужие поступки – через приобретение авторитета и уважения
Прекращение неприятных отношений – через прямое, честное и полное прекращение этих отношений (вот это сюрприз!)
3) Начать применять эти новые способы, а не подставлять сгорбленную спину для воды, которую «возят на обиженных».
У дачи всем! И без обид 😜