Найти тему

Как организовать Фабрику идей на предприятии

Оглавление

Фабрика идей - организация подачи идей от персонала, направленных на какие-либо улучшения

Зачем?

Начнем с того, что этот инструмент, как и некоторые другие, можно использовать, целясь в разные смыслы:

  • Повышение вовлеченности персонала (тут важен сам факт подачи идей, ее качество не столь важно)
  • Получение экономического эффекта (тут важен размер и проработанность, качество идеи)

Эти цели, во многом противоречат друг другу и я бы не рекомендовал ставить их обе сразу при дизайне усилия этого

-2

Стандартные процессы

Вам надо иметь

  • Стандартную форму подачи идей (я прикладывал ее в качестве подарка и примера)
  • Стандартный четкий процесс (как собираются идеи, на каких тех. советах и с какой частотой они рассматриваются, кто даёт обратную связь, кто ответственный за идею и пр)
  • Систему мотивации, привязанную к подаче идей
  • Отчетность

Обо всем этом договариваются менеджеры на предприятиях - и процесс запускается

Динамика

Стандартно фабрика идей дает сразу много идей в первые месяцы (простые и лежащие на поверхности), но затем их количество сходит на нет (так как идеи кончаются, они становятся более трудными для проработки и менее очевидными в одобрении).

Зная эту динамику, важно вовремя подключаться и давать дополнительный фокус на подаче идей, чтобы их поток не иссякал.

Также важно отслеживать подразделения, в которых вообще не было подано ни одной идеи, работать с ними, обучать и мотивировать

Также возможно устраивать тематические месяцы, конкурсы и пр (например, лучшая идея, поданная по безопасности труда за июль)

Отслеживаемые показатели

Из очевидных

  • Количество поданных идей в месяц
  • Количество поданных идей на человека в год
  • Экономический эффект от поданных идей
  • Экономический эффект достигнутный
  • Вовлеченность

Из менее очевидных (добавляется в зависимости от динамики и состояния развития ФИ)

  • Количество внедренных идей
  • Доля идей, поданных по определенной тематике (например, доля идей по безопасности)
  • Количество уникальных авторов
  • Количество поданных идей через разные каналы (чат боты, доски подачи идей, портал и пр)
-3

Критерии успешности

Здесь нет ничего лучшего, чем стандартный подход консультантов “Я изменю свое мышление и поведение если…” (если не знаете этот слайд - напишите, я покажу)

Для фабрики идей этот слайд выглядит так:

-4

Эффект

Как правило, эффект экономический достигается в течение года (если ФИ была направлена на именно этот показатель), показатель вовлеченности может расти где-то на этом же горизонте, но требует постоянного мониторинга и адаптации фабрики идей под конкретную культуру предприятия