Фабрика идей - организация подачи идей от персонала, направленных на какие-либо улучшения
Зачем?
Начнем с того, что этот инструмент, как и некоторые другие, можно использовать, целясь в разные смыслы:
- Повышение вовлеченности персонала (тут важен сам факт подачи идей, ее качество не столь важно)
- Получение экономического эффекта (тут важен размер и проработанность, качество идеи)
Эти цели, во многом противоречат друг другу и я бы не рекомендовал ставить их обе сразу при дизайне усилия этого
Стандартные процессы
Вам надо иметь
- Стандартную форму подачи идей (я прикладывал ее в качестве подарка и примера)
- Стандартный четкий процесс (как собираются идеи, на каких тех. советах и с какой частотой они рассматриваются, кто даёт обратную связь, кто ответственный за идею и пр)
- Систему мотивации, привязанную к подаче идей
- Отчетность
Обо всем этом договариваются менеджеры на предприятиях - и процесс запускается
Динамика
Стандартно фабрика идей дает сразу много идей в первые месяцы (простые и лежащие на поверхности), но затем их количество сходит на нет (так как идеи кончаются, они становятся более трудными для проработки и менее очевидными в одобрении).
Зная эту динамику, важно вовремя подключаться и давать дополнительный фокус на подаче идей, чтобы их поток не иссякал.
Также важно отслеживать подразделения, в которых вообще не было подано ни одной идеи, работать с ними, обучать и мотивировать
Также возможно устраивать тематические месяцы, конкурсы и пр (например, лучшая идея, поданная по безопасности труда за июль)
Отслеживаемые показатели
Из очевидных
- Количество поданных идей в месяц
- Количество поданных идей на человека в год
- Экономический эффект от поданных идей
- Экономический эффект достигнутный
- Вовлеченность
Из менее очевидных (добавляется в зависимости от динамики и состояния развития ФИ)
- Количество внедренных идей
- Доля идей, поданных по определенной тематике (например, доля идей по безопасности)
- Количество уникальных авторов
- Количество поданных идей через разные каналы (чат боты, доски подачи идей, портал и пр)
Критерии успешности
Здесь нет ничего лучшего, чем стандартный подход консультантов “Я изменю свое мышление и поведение если…” (если не знаете этот слайд - напишите, я покажу)
Для фабрики идей этот слайд выглядит так:
Эффект
Как правило, эффект экономический достигается в течение года (если ФИ была направлена на именно этот показатель), показатель вовлеченности может расти где-то на этом же горизонте, но требует постоянного мониторинга и адаптации фабрики идей под конкретную культуру предприятия