Найти тему
История живописи

Москва и Петербург на картинах основоположника городского пейзажа Федора Алексеева

Практически как и его ученик Максим Воробьев, художник Федор Алексеев происходил из солдатской семьи, а его отец работал тоже сторожем, только в Академии наук. Изначально Федор, как солдатский сын, учился в гарнизонной школе, далее по прошению своего отца был зачислен в Академию художеств в 1766 году. Он закончил ее спустя семь лет и его тут же отправили в Венецию заниматься живописью театральных декораций, и в этот раз (в отличие от Воробьева) руководство не угадало - это не был тот профиль, который наиболее подходил молодому художнику.

"Портрет художника и педагога Академии художеств Ф.Я. Алексеева", М.И. Теребенев, 1820. Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.
"Портрет художника и педагога Академии художеств Ф.Я. Алексеева", М.И. Теребенев, 1820. Музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург.

Вместо этого, в Италии он увлекается работами пейзажистов, в том числе видовыми и фантазийными гравюрами Джованни Пиранези, того самого, который вдохновил Юбера Робера, более известного как "Робера из Руин", о творчестве которого я уже вам рассказывал:

По возвращении в Россию Алексееву поручат работать декоратором при театральном училище, то есть академические профессора будут упорствовать в своем выборе. Но судьба все расставила на свои места: будучи декоратором, он еще и брался за другую работу - копировал пейзажи из собрания Эрмитажа известных пейзажистов того времени: работы уже упомянутого Ю. Робера, а также итальянских мастеров Каналетто, Беллотто и Гварди.

Его копии будут иметь огромный успех у публики, копии картин закажет сама императрица Екатерина II. Наконец, в 1786 году он сможет сбросить с себя бремя работы декоратором и займется исключительно написанием своих любимых картин, среди которых особенно выделяются именно его городские пейзажи. Виды двух столиц - Москвы и Петербурга кисти Федора Алексеева мы и рассмотрим сегодня с вами подробно.

"Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", Ф.Я. Алексеев, 1794. Третьяковская галерея, Москва. За эту работу художник получил звание академика.
"Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", Ф.Я. Алексеев, 1794. Третьяковская галерея, Москва. За эту работу художник получил звание академика.
"Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной", Ф.Я. Алексеев, 1799. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной", Ф.Я. Алексеев, 1799. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки", Ф.Я. Алексеев, ок. 1800. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки", Ф.Я. Алексеев, ок. 1800. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге" Ф.Я. Алексеев, ок. 1800. Русский музей, Санкт-Петербург. Павлу I так понравилась эта работа, что за нее художнику пожаловали чин коллежского асессора.
"Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге" Ф.Я. Алексеев, ок. 1800. Русский музей, Санкт-Петербург. Павлу I так понравилась эта работа, что за нее художнику пожаловали чин коллежского асессора.
"Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса" Ф.Я. Алексеев, 1810-е. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса" Ф.Я. Алексеев, 1810-е. Русский музей, Санкт-Петербург.

Обратите внимание на флаг на корабле в правой части картины - перед нами еще один вариант российского флага. Перипетии изображения триколора я уже рассматривал в отдельной статье, поэтому подробно на этом останавливаться не буду, просто обратил ваше внимание на эту любопытную деталь.

"Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", Ф.Я. Алексеев, 1810-е. Русский музей, Санкт-Петербург. Искусствоведы предположили, что возможно перед нами вид, который открывался перед художником из окна его мастерской в Академии.
"Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова", Ф.Я. Алексеев, 1810-е. Русский музей, Санкт-Петербург. Искусствоведы предположили, что возможно перед нами вид, который открывался перед художником из окна его мастерской в Академии.
"Вид Казанского собора в Петербурге", Ф.Я. Алексеев, 1810-е. Русский музей, Санкт-Петербург. Обелиск перед собором просуществовал только до 1826 года.
"Вид Казанского собора в Петербурге", Ф.Я. Алексеев, 1810-е. Русский музей, Санкт-Петербург. Обелиск перед собором просуществовал только до 1826 года.

В Москву художника отправил в 1800 году совет Академии художеств по повелению Павла I, для того чтобы "снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом". В древней русской столице Алексеев вместе с помощниками задержится на целых два года, в результате которых появится целая серия полотен.

"Красная площадь в Москве", Ф.Я. Алексеев, 1801. Третьяковская галерея, Москва. Картина художником лично была подарена взошедшему на престол Александру I.
"Красная площадь в Москве", Ф.Я. Алексеев, 1801. Третьяковская галерея, Москва. Картина художником лично была подарена взошедшему на престол Александру I.
"Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле", Ф.Я. Алексеев. Русский музей, Санкт-Петербург. В центре композиции видна Грановитая палата и Благовещенский собор.
"Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле", Ф.Я. Алексеев. Русский музей, Санкт-Петербург. В центре композиции видна Грановитая палата и Благовещенский собор.
"Соборная площадь в Московском Кремле" Ф.Я. Алексеев, 1800-е. Третьяковская галерея, Москва. В глубине площади мы видим Успенский собор, где венчались на царство русские монархи, правее - знаменитую и узнаваемую колокольню Ивана Великого.
"Соборная площадь в Московском Кремле" Ф.Я. Алексеев, 1800-е. Третьяковская галерея, Москва. В глубине площади мы видим Успенский собор, где венчались на царство русские монархи, правее - знаменитую и узнаваемую колокольню Ивана Великого.
"Вид Москвы. Воспитательный дом", Ф.Я. Алексеев, 1800-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
"Вид Москвы. Воспитательный дом", Ф.Я. Алексеев, 1800-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
"Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста", Ф.Я. Алексеев, Русский музей.
"Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста", Ф.Я. Алексеев, Русский музей.
"Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве", Ф.Я. Алексеев, 1811. Третьяковская галерея, Москва.
"Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве", Ф.Я. Алексеев, 1811. Третьяковская галерея, Москва.
"Боярская площадка или постельное крыльцо и храм «Спаса за Золотой решеткой» в Московском Кремле", Ф.Я. Алексеев. Третьяковская галерея, Москва.
"Боярская площадка или постельное крыльцо и храм «Спаса за Золотой решеткой» в Московском Кремле", Ф.Я. Алексеев. Третьяковская галерея, Москва.

До конца своих дней художник работал в Академии художеств, преподавал и писал картины. После самого разрушительного наводнения в Петербурге, которое произошло 19 ноября 1824 года (по новому стилю), художник успеет сделать свою последнюю работу, запечатлевшую это событие.

"7 ноября 1824 года на площади у Большого театра", Ф.Я. Алексеев, 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. Дата в названии полотна указана по старому стилю.
"7 ноября 1824 года на площади у Большого театра", Ф.Я. Алексеев, 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. Дата в названии полотна указана по старому стилю.

Авторство этой картины долгое время приписывалось другому художнику с фамилией Алексеев, и только искусствовед Игорь Грабарь опроверг это. В своем эссе, посвященном художнику, искусствовед так напишет по поводу этой работы: "Наводнение, как известно, было 7 ноября, Алексеев же умер 11 ноября. Картина, написанная, по виду, в один или два сеанса, таким образом могла быть последним произведением неутомимого художника, сделанным уже цепенеющей рукой".

Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #искусство #картины #культура #санкт-петербург #москва #искусствоведение #русская живопись