Решил зафиксировать в статье интересную ситуацию, за развитием которой я наблюдаю уже несколько месяцев. Кому-то она может показаться вообще несущественной, но, на мой взгляд, все это очень наглядно демонстрирует некоторые важные моменты, и дает возможность сделать очень серьезные выводы (в конце я их сделаю).
Речь пойдет об изменении цены на самую дешевую услугу, которую я знаю - очистку водопроводной воды.
Сколько-то лет назад у нас на многих домах установили вендинговые аппараты с фильтрами, очищающими воду, которыми все начали активно пользоваться, ведь неочищенная водопроводная года уже не годится к употреблению.
Лично я набираю эту воду для кипячения и приготовления пищи, а для прямого питья покупаю чуть более дорогую воду из артезианских источников. Но суть не в этом.
Когда у нас установили первые аппараты, в них установили стоимость очистки 1 литра воды в размере 2 рубля. Я считаю это именно платой за услугу очистки, а не за саму воду. Когда бизнес начал пользоваться популярностью и народ потянулся за очищенной водой, в следующих устанавливаемых аппаратах начали ставить цену уже 3 рубля за литр.
Я всегда пытался найти какие-то отличия между автоматами по 2 рубля и по 3 рубля, но так их и не нашел. Вот - по 2, а в соседнем доме по 3, разницы никакой, автоматы одинаковые, владелец - один и тот же. Покупал, естественно, там, где по 2.
Этой весной, когда начался всплеск инфляции, в один прекрасный день по всему городу одновременно очистка воды подорожала. Там, где была 2 рубля, стала 3 рубля, а где была 3 рубля - стала 4 рубля. К единой цене почему-то так и не привели. Теперь минимальная цена стала 3 рубля. Вроде выросла "всего на рубль", ну а если посчитать - на 50%. Не хухры-мухры, и по удорожанию может сравниться с наиболее сильно подорожавшими товарами. А разовый набор 10 литров воды подорожал, соответственно, сразу на 10 рублей.
Люди повозмущались и смирились: что делать, чистая вода все равно нужна. И также продолжили ее набирать уже вполовину дороже.
И вот тут, о чудо, появился конкурент, который начал устанавливать свои аналогичные автоматы, в которых очистка литра воды стоила не 3 и не 4, а 2 рубля. То есть, на уровне прежней минимальной цены.
Принцип очистки - тот же, количество ступеней очистки - то же, разницы вообще никакой.
Что сделали люди? Правильно, начали набирать воду у нового поставщика услуги: зачем платить больше?
И вот здесь самое интересное. Что сделал старый поставщик? Он вывесил на всех своих автоматах большие плакаты: "Акция! 1 литр - 1 рубль!". И очищает воду теперь по 1 рублю. И там, где было 3 рубля, и там, где было 4 рубля, везде стало 1 рубль. То есть, цена упала в 3-4 раза. Люди, естественно, снова стали набирать у него: ну как не воспользоваться такой "чудо-акцией", подобной цены не было даже 5 лет назад!
И вот, прошло уже месяца два, "акция" так и продолжается, конкурент цену не снижает, а первый предприниматель не повышает. Видно, что договориться о цене между собой они не могут, они именно конкурируют и откровенно демпингуют. Покупатели от этого только выигрывают, набирая воду не в 1,5 раза дороже, а в 2 раза дешевле, чем она была до последнего скачка инфляции.
Какие выводы можно сделать из этой истории?
1. Монополизация убивает рынок. Конкуренция крайне важна и нужна, она заставляет рынок развиваться и регулирует цены в выгодную для покупателей сторону. Чем сильнее монополизация - тем хуже. Чем выше конкуренция - тем лучше.
2. Наценка на услуги всегда очень высока (в отличие от наценок на многие товары). Поэтому всегда есть возможность при необходимости оказывать услуги намного дешевле той цены, по которой они оказываются. И все равно быть "в плюсе".
3. Цены на определенные товары и услуги поднимаются не потому что выросла их себестоимость, а потому что подорожало все остальное. Просто следом "за рынком". Это так называемая "сбалансированная инфляция".
Возможно, у вас найдутся и другие выводы: пишите их в комментариях.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!