Здравствуйте, дорогие читатели! Новой «изюминкой» обучения наших школьников называют функциональную грамотность. Без термина «функциональная грамотность» в школе сегодня никак.
Ведь в новых образовательных стандартах (ФГОС) особое внимание уделяется функциональной грамотности (ФГ) как приоритетной задаче.
А действительно ли это новая «фишка»? Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло в далёком 1957 году. Оно было предложено ЮНЕСКО.
Такие понятия как «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность» первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
Теперь же это преподносится как нечто новое, и ни один педагогический совет или отчёт о нём не обходится без таких формулировок, как
«Организация учебно-воспитательного процесса в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения», «Педагоги рассмотрели пути формирования и развития функциональной грамотности, поделились опытом работы по формированию функциональной грамотности школьников и выработали рекомендации для коррекции деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся». И так далее, и тому подобное….
Что же такое «функциональная грамотность» в современном её понимании? Читаем в Интернете:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (ФГ включает в себя: грамотность чтения, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, компьютерную грамотность и др.)».
Ничего нового ФГОСы не предлагают, кроме заумных и витиеватых формулировок, в которые ещё попробуй вникнуть, чтобы понять, чего хотят от учителя и от ученика. Шум подняли, прямо «Америку открыли» с этой "функциональной грамотностью".
Школа СССР, кстати, известная во всём мире, существовала без термина ФГ, но разве она не формировала «способность использовать знания для решения жизненных задач»? Образование для того и существует.
И зачем делать такой акцент на «функциональной грамотности», когда на осмысленную и толковую учёбу без спешки и так не хватает времени – сплошные ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другие тесты? Из-за чего столько шума?
А причина есть! Главным целевым показателем нацпроекта «Образование» (который никто не отменял) является вхождение страны в десятку лучших по международным рейтингам, где важную роль играют результаты PISA. (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года). Источник: https://fioco.ru/
На сегодняшний день ситуация изменилась. Тесты PISA у нас проводить не будут. Но Министерство просвещения планы не меняет. Говорит примерно так: «Не беда, мы и сами с усами, поэтому проведём аналогичное исследование. И сами оценим состояние собственного образования, а также школы, ученика и учителя».
Значит, опять натаскивание на «функциональную грамотность». А дельцы-бизнесмены не дремлют. Тренажёров функциональной грамотности столько наплодили в Интернете! О-го-го! И для начальной школы, и для средней.
Раньше учили учиться, а теперь детей учат выполнять шаблонные задания. Вот тебе, ребёнок, тетрадь-тренажёр и вперёд к идеальному выполнению теста по функциональной грамотности.
Но тест – это всего лишь тест. Разве он учит решать жизненные задачи? Разве учит мыслить?
Вот такая новая «фишка» нашей школы. Рассказала вам, читатели, о ней потому, что мой внук в 5-й класс идёт в этом году, и школьные дела мне, учителю, небезразличны.
Спасибо, что прочитали. Всем желаю здоровья и благополучия!