Продолжая тему художников-натуралистов, еще один француз-натуралист — Жюль Бретон (1827-1906).
Учился сначала в Генте у Феликса де Винье (бельгийский исторический художник. У него есть очень хорошие картины городской жизни), затем в Париже на курсах у Доминика Энгра и Горация Верне. Интересно, что Энгр был художником-академистом, а Гораций Верне специализировался на военной тематике. Жюль Бретон учился одному, а самостоятельный путь в творчестве выбрал совершенно другой.
Вернувшись после обучения в свой родной город, Жюль Бретон остается там и начинает запечатлевать окружающий его мир.
Художник гармоничного крестьянского быта
Сельская жизнь, быт, гармония природы и спокойное существование — это все про картины Бретона. Правда, в отличие от Бастьена-Лепажа, Бретон любил идеализацию: девушки-крестьянки «красиво» устали от тяжелых работ в поле, их одежда не вызывает недоуменных вопросов, а красочные цвета окружающего мира контрастируют с пастельной гаммой Бастьена-Лепажа.
Ну можно же иногда приукрасить немного действительность.
Жюль Бретон — художник деревенской жизни. На каждой картине обязательно крестьянская девушка. Или несколько. Кто-то работает, кто-то нашел минуту для отдыха, а кто-то возвышенно-романтическим взглядом смотрит вдаль, выглядывая счастливое будущее.
Да, Жюль Бретон — художник одного жанра и одного мотива, хотя в начале своей творческой деятельности он перенимал реалистические принципы в живописи и писал совершенно другие картины. Человек нашел себя. В основном он изображал трудовые будни крестьян, отдых, праздники религиозные и сельские.
Просто полюбуйтесь этими работами, ощутите на себе палящее солнце, неслышный ветер, почувствуйте запах скошенной травы и собранного сена. И красоту окружающей природы.
Жюль Бретон был популярен не только во Франции, но и в Англии и в США. Его работы украшали многочисленные выставки, а в 1899 году он получил почетное звание иностранного члена Лондонской Академии.
У Бретона была дочь — Вирджини Демон-Бретон (1859-1935). С детства окруженная художниками (не только отцом, но и дядей, Эмилем Бретоном, который тоже писал), она в двадцать лет уже выставлялась в Салоне и была узнаваема. А еще она была Президентом Союза художниц и женщин-скульпторов.
Картины у нее интересные: обычно это или семьи рыбаков, или же матери с детьми. Все реалистично, прорисовано и очень гармонично, что ли. От картин веет какой-то теплотой и спокойствием.
Кстати, Ван Гог, который восхищался творчеством Жюля Бретона (в книге Ирвина Стоуна «Жажда жизни» описал момент, когда Ван Гог очень хотел познакомиться с Бретоном, но не решился заговорить с ним), любил и работы Вирджини. И даже создал копию одной из картин.