Как и абсолютно все народы мира, от славян до индейцев, чеченцы в прошлом своем на определенной стадии имели и обычай рабовладения.
О чеченском рабовладении мы и расскажем сегодня подробнее.
Рабы у чеченцев в средние века делились на две крупные категории. Ясир и лай (во множественном числе - леш). Интересный момент: чеченец в Чечне рабом быть не мог ни при каких условиях - невольниками становились лишь захваченные на войне пленные, неисламской веры.
Ясир
Ясир (от тюркского yesir - невольник) представляли собой пленников, захваченных в ходе набегов на соседние народы. Обычно их не заставляли работать, а удерживали ради выкупа.
Как правило, то были знатные люди - например, типичный пример - грузинские аристократки, которых воины Шамиля захватили во время рейда на дворянское имение Цинандали в Кахетии летом 1854-го года.
Если имелась возможность, то ясирам предоставляли лучшие условия для жизни - опять-таки Шамиль грузинских пленниц велел разместить у себя дома. И поклялся убить любого своего человека, из-за которого у грузинок хоть волос с головы упадет.
Леш
Другая же категория - также захваченные в ходе набегов невольники-леш. В отличие от есир леш нужны были именно как рабочая сила, с которой в горах всегда имелись огромные трудности.
Как правило, в разряд леш попадали те многочисленные пленники, что не могли выкупить свою свободу - не имели финансовых средств или обеспеченных родственников, не могли наладить связи с родиной.
Леш в Чечне работали по хозяйству, вели строительство, пасли скот, готовили еду, собирали урожай.
При этом чеченский адат (обычай) требовал от хозяина как можно более гуманного обращения со своими леш. В случае слишком сурового обращения лай имел право покинуть своего господина и перейти к другому, более доброму. Тот мог либо оставить лая у себя, либо же передать прежнему владельцу - под клятвенную гарантию улучшения отношения.
Интересно, что рабство у чеченцев никогда не было слишком долгим и тем более наследственным. То есть, лай по истечении определенного времени и в случае хорошо поведения мог принять ислам. Получить письменную вольную и даже обзавестись собственным домой, своей семьей (вплоть до женитьбы на дочери хозяина) В таком случае бывшего раба начинали звать азатом (свободным). Отмечу, что вольная вручалась у кадия (шариатского судьи) в присутствии минимум двух свидетелей.
А вот побеги среди рабов в горах Чечни случались крайне редко - нечеченец без оружия тут моментально становился считай что вне закона. И мог быть убит первым встречным мужчиной.