Найти тему

Что общего между нобелевским комитетом и компанией Google?

В 1938 году Энрико Ферми получил Нобелевскую премию по физике. За доказательство существования новых радиоактивных элементов, полученных при облучении нейтронами, и связанное с этим открытие ядерных реакций, вызываемых медленными нейтронами. Ему было 37 лет. Закономерный итог, учитывая, что в 21 год Ферми получил докторскую степень, а в 26 лет возглавил кафедру теоретической физики.

Этот человек “открыл дверь в атомный век”. Участвовал в строительстве первого ядерного реактора и руководил отделом в лаборатории занимавшейся разработкой атомной бомбы. В его честь назван сотый элемент таблицы Менделеева - фермий.

Но кроме этого имя Ферми носит своеобразный вид задач. Без правильного ответа. Они позволяют увидеть, как человек справляется с нестандартной ситуацией. Поэтому эти задачи часто используют на собеседованиях в крупных компаниях.

Например, желающим работать в Google приходилось ломать голову над такими вопросами:

  • Сколько мячиков для пинг-понга поместится в “Боинге-747”?
  • Сколько будет 2 в 64 степени?
  • Какую часть площади США (континентальной) занимают автомобили?

Особенность этих задач - недостаточно информации в условии. Например, объем мячика для пинг-понга или размеры самолета. Интервьюеры не ищут эрудита, который знает всё на свете. Они хотят увидеть, как человек использует имеющиеся знания для оценки неопределенных величин.

Приблизительный подсчет экономит массу времени и денег. Дуглас У. Хаббард в книге “Как измерить всё что угодно” описывает, как прикидку использовали для принятия решения об открытии страхового офиса. Будет ли это дело прибыльным? Конечно, можно провести исследование. Но это долго, в то же время приблизительная оценка может показать стоит ли вообще браться за такое предприятие.

Когда постоянно занимаешься математикой, привыкаешь к точности вычислений. И читая задачи Ферми, хочется залезть в справочники в поисках данных. Если преодолеть этот импульс, начинаешь думать по-другому. Информация конфигурируется неожиданным образом. Например, вспоминаешь, что в самолете, укладывая ручную кладь, чуть-чуть не достаешь до потолка. Это даёт приблизительную оценку диаметра сечения самолета.

В интервью прошлого года программист Google Картер Де Лео говорит, что задач Ферми больше не задают во время собеседования. Люди теряются, когда слышат подобные вопросы. Не знают с чего начать. Ведь собеседование ответственное мероприятие, страшно допустить ошибку.

Такое же поведение часто встречается у школьников. Если у них нет готового шаблона для решения, они не могут ничего сделать. А ведь человеческий мозг мощнейшая машина мышления. Учим ли мы детей пользоваться ей правильно?