Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

«Бещевские» заборы вдоль путей РЖД — символ ушедшей эпохи МПС СССР. Откуда они взялись и почему исчезают?

Шестидесятые годы на железных дорогах СССР стали временем научно-технического прогресса. В этот период активно внедрялись новые виды тяги — дизельная и электрическая. Это привело к развитию скоростного пассажирского движения и реконструкции главной магистрали страны Советов — линии Ленинград — Москва. Паровая тяга, которая была основным видом транспорта с середины XIX века, уступила место новым технологиям. На железных дорогах появились тепловозы, электровозы, дизель-поезда и моторвагонный подвижной состав. Важную роль в этом процессе сыграл министр путей сообщения СССР Б. П. Бещев, который занимал этот пост с 1948 по 1977 год. Его деятельность была весьма прогрессивной и оказала значительное влияние на развитие железнодорожной отрасли. Именно он так яростно ополчился на путевых обходчиков. То, как Бещев убрал путевых обходчиков, даже стало легендой на железнодорожном транспорте. Трудно однозначно сказать, было ли это решение своевременным или поспешным. Но к концу 1960-х годов професс

Шестидесятые годы на железных дорогах СССР стали временем научно-технического прогресса. В этот период активно внедрялись новые виды тяги — дизельная и электрическая. Это привело к развитию скоростного пассажирского движения и реконструкции главной магистрали страны Советов — линии Ленинград — Москва. Паровая тяга, которая была основным видом транспорта с середины XIX века, уступила место новым технологиям.

На железных дорогах появились тепловозы, электровозы, дизель-поезда и моторвагонный подвижной состав. Важную роль в этом процессе сыграл министр путей сообщения СССР Б. П. Бещев, который занимал этот пост с 1948 по 1977 год. Его деятельность была весьма прогрессивной и оказала значительное влияние на развитие железнодорожной отрасли.

 «Бещевский» заборчик на станции Осташков. Стоит и сейчас на своём месте. Фото Алексей Алексеев
«Бещевский» заборчик на станции Осташков. Стоит и сейчас на своём месте. Фото Алексей Алексеев

Именно он так яростно ополчился на путевых обходчиков. То, как Бещев убрал путевых обходчиков, даже стало легендой на железнодорожном транспорте. Трудно однозначно сказать, было ли это решение своевременным или поспешным. Но к концу 1960-х годов профессии путевого обходчика пришел конец. Её заменила профессия монтера пути. Министр был непреклонен в своём решении, а фамилия Бещева стала символом железнодорожного наследия той эпохи.

Многие, кто хотя бы раз путешествовал по нашим железным дорогам, видели характерные ажурные заборчики из бетона. Они тянутся вдоль путей и имеют узнаваемый рисунок-узор, как правило выкрашены побелкой.

Здание ЭЧ на станции Бологое-Московское. Заборчик уже заменён. Фото Алексей Алексеев
Здание ЭЧ на станции Бологое-Московское. Заборчик уже заменён. Фото Алексей Алексеев

Они были распространены повсеместно и служили в качестве ограждения, например вдоль путей, служебных зданий, проходов, железнодорожных переездов, мостов, пассажирских вокзалов, полосы отвода и т.д.

Железнодорожный переезд на 33 км Бологое-Полоцкой дороги, перегон Куженкино-Баталино. Фото Алексей Алексеев
Железнодорожный переезд на 33 км Бологое-Полоцкой дороги, перегон Куженкино-Баталино. Фото Алексей Алексеев

Эти красивые и запоминающиеся заборчики впервые появились на магистрали Ленинград-Москва в 1960-е годы. Тогда активно развивалось скоростное пассажирское движение. Со временем, благодаря массовому производству, они распространились по всей Октябрьской железной дороге.

Станция Осташков, ограждение возле бывшей оранжереи. Фото Алексей Алексеев
Станция Осташков, ограждение возле бывшей оранжереи. Фото Алексей Алексеев

Закрытие железной дороги и её служебного фонда забором прежде всего связано с заботой о безопасности жителей населенных пунктов, расположенных вдоль стальных магистралей, особенно скоростного хода.

Станция Осташков, ограждение трансформаторной подстанции. Фото Алексей Алексеев
Станция Осташков, ограждение трансформаторной подстанции. Фото Алексей Алексеев

Участок Бологое-Великие Луки Октябрьской ЖД, о котором я всё время рассказываю своим читателям, до сих пор повсеместно пестрит этими старыми конструкциями советской эпохи.

Пассажирская платформа на станции Бологое-Полоцкое (ранее называлось Бологое II). Фото Алексей Алексеев
Пассажирская платформа на станции Бологое-Полоцкое (ранее называлось Бологое II). Фото Алексей Алексеев

Стоит отметить, что железнодорожные моделисты часто используют эти заборы для создания макетов советских железных дорог. Поэтому можно сказать, что «бещевские» заборы прочно вошли в нашу культуру и остались там надолго.

-7

Сегодня узнаваемая конструкция наших железных дорог уходит в прошлое. Её заменяют новые глухие сооружения высотой более двух метров выкрашенные в корпоративные цвета компании ОАО «РЖД». Это связано с новыми постоянно растущими требованиями к содержанию железнодорожной инфраструктуры и увеличением скорости движения поездов.

В эпоху СССР поездов было гораздо больше, чем сейчас, а вот заборов — меньше. Но это не приводило к катастрофическому снижению безопасности.

Заборчик на станции Торопец. Ныне заменён после реконструкции вокзала. Фото Алексей Алексеев
Заборчик на станции Торопец. Ныне заменён после реконструкции вокзала. Фото Алексей Алексеев

В завершение хочу поделиться фотографией с известным железнодорожным фотографом Сергеем Смирновым. Снимок сделан на 58 километре Бологое-Полоцкой дороги, рядом с остатками «бещевского» заборчика на месте закрытого переезда.

Фото на память
Фото на память